Интервью с Сергеем Мурзиным
 
Санкт-Петербург
пр. Римского-Корсакова, д. 37-А
+7 (812) 441-30-83

Контакты

ЗАВЕРШЕННЫЕ   В РАБОТЕ   Назад  

ЗОЛОТАЯ МЕДУЗА - В 'СПЕЦНАЗЕ' ИГРАЮТ НАСТОЯЩИЕ МУЖЧИНЫ

Penthouse

Крупно

ВОЕННЫЕ

ИГРЫ

Михаил ЗАХАРЧУК. Фото Евгения ЧЕЛЬЦОВА.

 

 

В «СПЕЦНАЗЕ» ИГРАЮТ НАСТОЯЩИЕ МУЖЧИНЫ

 

Вы дорогой читатель, еще не смотрели трехсерийный телевизионный фильм «Спецназ»? Тогда вам вряд ли стоит о нем рассказывать. Ибо не мной придумано: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (или прочитать). А если уже имеете представление об этом – вне всякого сомнения – для ОРТ произведении, то вам будет интересно: каковы они, главные герои «Спецназа», за кадром. И вообще поговорим с ними за «жизнь». Оказалось, собрать их всех вместе, помимо съемочной площадки, не такое уж простое дело, даже имея огромный опыт «осады штурмом» разных знаменитостей для интервью. Ну а то, что наши герои теперь суперзнамениты, даже неловко как-то и напоминать. Например, Владимир Турчинский лет так с десяток известен всему миру как легендарный гладиатор «Динамит». Вот с него, пожалуй, и начнем.

 

В. Турчинский:

«Я прежде всего – мужчина!»

Владимиру 39 лет. Он – коренной москвич. Вырос в семье полковника-танкиста. После школы поступил в институт инженеров гражданской авиации, но с третьего курса ушел служить срочную. Уволившись, закончил институт физической культуры.

- Стало быть, вы прибегали к помощи родителей, чтобы «закосить» от армии…

- Я с детства привык решать проблемы по мере их поступления и исключительно самостоятельно. Еще в начальной школе передо мной возникла дилемма двух «су»: идти в Суворовское или Суриковское училище. В итоге забраковал оба варианта, но сам лично. То же самое было с армией.

Шагнуть в казарму, когда тебе под тридцать, - перспектива не из лучших. А проигнорировать «священный долг» мне совесть не позволяла, хотя я прекрасно понимал, что элементарно вычеркну два года из жизни. Так оно и случилось. Возможно, во времена отцовской юности армия и впрямь была «школой жизни», но в мои годы она представляла уже сильно пораженный разными недугами и хворями организм. Да и, с другой стороны, что мог дать мне воинский коллектив, если я в него пришел из института, уже будучи мастером спорта по самбо и дзюдо, кандидатом по вольной и классической борьбе и чемпионом СССР по американскому футболу?

- Так вот откуда ростки вашего гладиаторства!

- Да, американский футбол – увлечение не для слабонервных, и маменькины сынки в него не играют. Когда я занимался этим видом спорта, он был в стране весьма популярен. Ну что вы хотите, если регулярно проводился чемпионат СССР. Только в Москве насчитывалось семь команд: «Московские медведи», «Скифы», «Мамонты» и другие. В команде «Московские гиганты» я поиграл и за рубежом. А потом к нам приехали англичане из знаменитой Би-би-си для отбора кандидатов в гладиаторы. Мне позволнил друг Андрей Акулов: «Слушай, Вова, тут на стадионе «Динамо» представители туманного Альбиона по тебе скучают». Как в воду глядел: из сотен претендентов только мне одному удалось пройти жесткий отбор и стать профессиональным гладиатором на три года.

- Помню я те захватывающие телезрелища! Когда это было, дай Бог памяти?

- В начале девяностых. А в 1994 году мне присвоили звание самого популярного гладиатора на планете. Тогда же по всему миру образовались фанклубы «Динамит». К слову, телесъемки наших гладиаторских баталий до сих пор крутят на Украине. Я как-то побывал на Донецке, так мне там устроили прием похлеще, нежели в Англии и Китае, где наши гладиаторские бои пользовались наибольшей популярностью. Сила человека, вообще его физические возможности в почете у всех наций и народностей мира. Я, слава богу, поездил по миру и лично в том убедился. Иной вопрос, что сила должна быть с умом, красивой и взлелеянной, но это уже вопрос к каждому конкретному ее носителю, а не к самому явлению, которое корнями уходит в детство и юность. В той же Древней Греции красота и сила человека были на равных с религией. Во времена Олимпийских игр даже войны прекращались.

- Слушая вас, я почему-то вспомнил собственную молодость, проведенную в курсантском строю. Тогда я тоже занимался классической, вольной борьбой, самбо и был чуток получше фигурой, чем сейчас. Тренировал нас мастер спорта Анатолий Ч. Однажды, в целях популяризации своей любимой борьбы среди однокашников, он стал нахваливать мою мускулатуру, фигуру, тело. И перестарался так, что ребята дружно заподозрили нас в сожительстве! Ну мне-то были по барабану подначки ребят: девок я любил сызмальства, даже сейчас от них не отворачиваюсь, а Толя закомплексовал. В сердцах морду набил особо едкому шутнику. И как-то незаметно среди нас стал признанным гомиком. Вдруг все обнаружили, что и «петушок» свой крошечный он все норовит спрятать в бане за шайкой, и в увольнение, как другие не рвется, и на девчат мало внимания обращает. Тогда я впервые услышал рассуждения, до сих пор нет-нет да и всплывающие, что у всех качков исчезает интерес к противоположному полу, зато появляется тяга к себе подобным. Что даже у скульптур Геракла, демонстрирующих гигантскую его мышечную массу, член силача-полубога прикрывается обычно непропорциональным телу маленьким фиговым листком. И вообще, стало быть, польза спорта сомнительна, вред – очевиден? Вы что думаете по этому поводу?

- Насчет Геракла не думаю – знаю о его тринадцатом подвиге. За одну ночь мифический силач не просто лишил девственности пятидесяти дочерей одного из афинских богачей, Феспия, по-моему, но и всех их качественно оплодотворил. А самая старшая и самая младшая даже принесла близнецов. Так что потомство Геракла в 52 сына разошлось по свету, и не один благородный род ссылался на них в своей генеалогии.

Что же касается ваших воспоминаний, то скорее всего тренер ваш имел склонность к гомосексуализму – явление в профессиональном спорте, как и в искусстве, к сожалению, не самое редкое. Мое отношение к этому не оригинальное, но твердое: не должен мужчина с мужчиной заниматься сексом. А если так все же происходит, считаю, что противоестественная болезнь, как противоестественны все болезни на свете. Такой твердой позицией я закрыл себе многие пути-дороги в шоу-бизнесе. Но я таков и уже не изменюсь. У меня есть любимая жена Ирина, которой я не изменяю. Есть пятнадцатилетний сын Илья от первого брака и двухлетняя дочь Ксюша. Я их люблю, во многом ради них живу и тружусь.

В США мне однажды предложили супер денежную роль в кинофильме, где по сценарию пришлось бы насиловать мужчину. Я категорически отказался. Помимо всего прочего, еще и потому, что на самом деле я очень патриотичный человек. И мне вовсе не безразлично, что обо мне подумают миллионы мальчишек и девчонок, не только, кстати, в нашей стране. Почему и в «Спецназе» решил сниматься. По той же причине с удовольствием веду телепередачу на РТР «Папа, мама, я – спортивная семья». Заработок там мизерный, зато польза гигантская. Езжу по стране и в каждом русском городе посещаю различные детские учреждения. И при этом твердо верю, что десятки, если не сотни и тысячи мальчиков и девочек когда-нибудь займутся спортом, как я в детстве, а не пойдут воровать и попрошайничать по вокзалам. Потому что спорт был, есть и будет красивым и полезным, как сама жизнь, кто бы что о нем ни говорил. Могу добавить, что есть две вещи, способные вызвать во мне скупую мужскую слезу: музыка и дети.

- Значит, помимо того, что является директором двух прекрасных московских фитнес-клубов «Марк Аврелий», ведете телепередачу, снимаетесь в кино, занимаетесь профессиональным спортом, вы еще и увлекаетесь музыкой?

- Не увлекаюсь – просто пою со сцены. Точно так же, как на ней же выступаю как конферансье; веду несколько телепередач на других каналах, помимо РТР; являюсь членом редакционных советов нескольких журналов, таких как «Гран-при»; пишу статьи на спортивную тему; занимаюсь преподавательской и тренерской работой – у меня сотни учеников; выступаю в различных шоу, где таскаю слонов, самолеты, составы, автобусы. Кстати, один из таких автобусов, 20-тонный, двух этажный, вошел недавно со мной в «Книгу рекордов Гиннесса». Я передвинул машину с места на место левой рукой. С моей точки зрения, это самое неказистое достижение. Других, куда более серьезных и впечатляющих, имею несколько десятков, но «Книга» их упорно не замечала. Лишь после того, как я единственный попал в энциклопедию силачей, меня соизволили зафиксировать товарищи-господа от Гиннесса.

Все это я говорю без претензий и уж тем более не хвастаюсь. Славы мне хватает. Скажем, отдыхать с женой не только среди соотечественников, но и на популярных курортах мира весьма непросто: то и дело просят автографы. Однако мне такая жизнь нравится, чувствую себя мужчиной, которому многое дано, но с которого и многое спрашивается. И другой жизни не хочу.

 

А. Кравченко:

«Гуарана – моя страсть».

Алексей Кравченко тоже коренной москвич. Еще подростком он снялся едва ли не в самом страшном и жестоком отечественном фильме про войну «Иди и смотри». В те годы я приятельствовал с Германом Климовым и упросил его познакомить маня с братом Элемом – режиссером этого фильма, чтобы взять интервью. Причем самой картины я еще не видел, но о ней тогда очень много писали, показывали отрывки по телевидению и было ясно, что главным героем является подросток, чьи глаза как бы увидели сатанинскую жуть минувшей войны.

Короче, я стал упрашивать братьев Климовых прихватить с собой и главного героя фильма, но Элем Германович категорически отказался, заметив, что парнишке и так досталось по самое некуда. Ему надо сейчас отвлечься от съемок, и главное – от тяжелого содержания картины. Испытания такой художественной правдой не всякому взрослому по плечу, а тут – подросток, обыкновенный московский школьник. Впрочем, заметил режиссер по ходу нашего разговора, Лешка Кравченко и не совсем обыкновенный мальчишка. На эту трагическую роль было перепробовано несколько сотен кандидатов, а выбор мы остановили на нем. И не прогадали. «Конечно, артистом Алексей может и не стать, - сказал тогда же Э. Климов, – но что человек из него получится настоящий – в этом я не сомневаюсь».

Прошло много лет. И судьба все же свела меня с Алексеем, сыгравшим одну из ролей в «Спецназе». Мы встретились в фитнес-клубе «Марк-Аврелий», где мой герой, судя по всему, бывает часто. Из чего я делаю вывод, что после совместных съемок Кравченко и Турчинский подружились.

- Скажу больше: для меня лично Володя стал громадным приобретением. Я долго искал такого человека, который был бы со мной на одной душевной, нравственной и творческой волне.

Дело в том, что вместе с однокашиком по Щукинскому училищу Кириллом Радцигом мы давно сочиняем музыку в оригинальной, ни на что не похожей манере. Это некий сплав из техно-, хэви-металл и рамштайна. Тексты просто сногсшибательные, нам их пишет совсем еще девчушка Аня Пронина – поэт от Бога. Свой проект мы назвали «Гуарана». Сейчас это главная моя страсть.

Нам нужен был исполнитель. Мы трое с ног сбились, разыскивая его по стране. Вот в Анапе, на съемках «Спецназа», я знакомлюсь с Турчинским. Как-то вечером, когда мы после 18-часового съемочного дня еле добрались до своих номеров, я случайно услышал, как Володя поет в ванной комнате. И меня словно током шибануло: вот он, наш исполнитель!

Уже здесь, в Москве, начали заниматься с Турчинским серьезно. Работали с фониатором, с репетитором. Володя признался мне, что вкалывал похлеще, чем в спортзале. Но результат не заставил себя ждать. Некоторое время назад мы съездили на гостроли в Сургут. Публика была в отпаде. Турчинский пел и профессионально, и с душой. Один наш приятель признался: «Ребята, в машине вашу музыку слушать нельзя – нога непроизвольно жмет акселератор до отказа». Это сущая правда. На своем новом диске мы обязательно сделаем надпись: «Минздрав предупреждает: слушать в машине категорически не рекомендуется».

- Алексей, вы все говорите о Турчинском, а о себе ничего не сказали. Кстати, вам сколько лет?

- Тридцать три.

- Христов возраст.

- Но учеников у меня еще нет.

- После школы вы сразу подались в Щуку?

- Нет, три года послужил на подводной лодке Тихоокеанского флота. После картины «Иди и смотри» многие мне пророчили артистическую карьеру. Но я решил себя проверить. Меня ведь призывали в сухопутную часть, но я напросился во флот. За три года походов и вахт многое передумал, переосмыслил. И понял, что могу учиться на актера В 95 году закончил Щукинское училище у педагога Аллы Казанской. Шесть лет проработал в Театре Вахтангова. Сейчас на базе Театра имени А. Пушкина репетирую спектакль «Откровенные поллароидные съемки». Снялся в десятке фильмов. Запомнились работы в «Звезде», в «Маме» Дениса Евстигнеева, в фильме «Цветы от победителей». И вот – «Спецназ». Мне представляется, сработали мы там на совесть. Как минимум стыдно перед телезрителями не будет. А это в наше время не так уж мало. Еще что? Женат. Сына жена Алиса назвала в честь меня – Алексеем. Супруга у меня замечательная, но другие женщины мне нравиться из-за этого не перестали. Причем для меня красота женщины, ее расхожие параметры, все эти 90-60-90 – далеко не на первом месте. В женщине ценю прежде всего шарм и особую притягательность, которая нам всем мужчинам (не мужикам, они в лаптях ходили, а именно мужчинам) стоить и жить помогает.

 

А. Балуев:

«Я – пятый секс-символ. Нормально».

Из всех артистов, с которыми я знакомлю читателей, Александр Балуев, пожалуй, самый известный, не нуждающийся в подробном представлении. Великое множество людей, особенно женского пола, прямо-таки кипятком исходят при виде этого мужественного мужчины на экране. И я их прекрасно понимаю. В обозримом прошлом и видимом настоящем я такого актера в стране не нахожу. Есть, безусловно, есть в Балуеве какая-то энергетика, которая одинаково сильна и в сценах секса, и мордобоя, и кабинетного разговора или отвлеченной сцены «за жизнь». Визуальный отпечаток Балуева для зрителя сродни чаплинской походке или его же знаменитой улыбки с пальчиком во рту. Здесь и плюсы и минусы одновременно.

Плюс в том, что режиссерам и сценаристам особо утруждать себя нет необходимости – достаточно главным героем сделать Александра Балуева, и все будет на месте. (На сегодняшний день у артиста свыше 40 сыгранных персонажей. При его относительной молодости – цифра впечатляющая, если еще учесть, что несколько ролей Александр сыграл «за бугром» и не где-нибудь, а в киномекке – США.)

Минус вот в чем. Если, предположим, столичные пожарники захотят вдруг себя прославить и выпустить несколько серий телефильма под названием «Пречистенка, 22» (на Моросейке, 12 в Москве находится Налоговая служба России, а на Пречистенке, 22 – Московская пожслужба. – Авт.), то достаточно будет просто пригласить Балуева. И он все сделает, как надо.

Александр Балуев достоин самого серьезного разговора о своем творчестве. Предоставим слово ему самому.

- «Спецназ» должен понравиться телезрителю. Это такой «наш ответный удар» заокеанской киноиндустрии. И ребята там сыграли здорово. Вообще команда подобралась классная: Турчинский, Кравченко, Носик, Зибров, Лифанов. Особенно мне понравился Володя Турчинский. Самородок – он в каждом деле самородок…

Если артисты красивы от природы, то зрителям кажется, что и ДНК у них другого состава. Так всегда и должно быть. Как только зритель поверит в то, что артисты «такие же, как все мы, грешные», - пиши пропало. То есть наш сценический и экранный обман, в хорошем смысле слова, мы обязаны всеми силами поддерживать. Если ребенка от рождения лишить сказок – что же из него вырастет? Тут почти то же самое. И сказку надо как можно дольше продлевать. Меня в свое время очень приятно поразила телепередача, где любимая моя актриса Маргарита Терехова показывала перед экраном, что она умеет делать: смеялась и плакала вперемежку. Актерские секреты она таким образом препарировала, представив их простой технологией. Мне стало грустно.

В работе мне нравятся герои неоднозначные. Образ-клише вообще мне претит. Вот, например, Герасим в картине Грымова «Муму». С 1854 года, когда была написана эта повесть, весь мир жалеет Герасима. Ах, какой он бедняжка. А мне его не жалко. У меня были скорее недоумения и протест против того, что же делает этот человек? И делает ли он вообще что-нибудь созидательное, конструктивное?..

В фильме «Затворник» мне было интересно поработать с одним из представителей клана Михалковых – Егором (сыном Андрона. – Авт.). И я убедился: в этой семье все по-хорошему «чокнуты» кинематографом. Мне это понравилось. Дай им, как говорится, дай Бог…

Очень не люблю, не перевариваю нецензурщины, звучащей с экрана. Слава богу, в этом неприятии не я один такой…

Как говорит один известный человек, однозначно могу заявить, что у большинства американцев русские ассоциируются с крутыми бандитами, в лучшем случае – с людьми, разбавляющими бензин на заправочных. Гагарин для них – непонятное явление, не укладывающееся в их восприятии. Циолковский для них – поляк. А русские – это сплошные Япончики. И все наши актеры, вне зависимости от их таланта и способностей, обречены играть в Голливуде мафиози…

Мне не интересны на экране обшарпанные подъезды наших многоэтажек. Мне не нужна эта помойка, которая нас окружает, я ее и так вижу каждый день. В кино я хочу и стремлюсь мечтать…

Раньше я выпивал и довольно серьезно к этому делу относился. Потом мне стало от этого плохо. И я решительно «завязал».

Сейчас я живу в простой русской избе из кругляка. В этом что-то есть, когда существуешь вне крупноблочных строений…

По телевизору часто показывают юношей, у которых нет ничего не только мужского, но и женского. И эта бесполость всячески подчеркивается, даже визуально. Но если ты гомосексуалист, чего же мельтешишь? Кстати, я их совсем не осуждаю. Но тогда ты и живи согласно своим склонностям, не пытайся выглядеть мужественнее, чем на самом деле. А если ты, грубо говоря натурал, то будь натуралом – не суетись между теми и этими. Не понимаю в связи с этим ситуаций, когда довольно пожилые певцы одеваются так, будто им четырнадцать лет. Видимо, это «пиплом кушается». Они как бы стесняются того, что они мужчины. Я считаю это большой глупостью. Мне недавно сказали, что на канале РТР я пятый в списке секс-символов. Нормально. Было бы странно, если бы первый, а так все путем…

 

Каждый человек, если у него все в порядке с умом и психикой, должен заниматься своим делом. Нельзя сварить борщ, а потом бежать и заседать в Госдуме. Это только большевики на кухарок надеялись. В этом смысле снимать кино – не мое дело. А своим я занимаюсь без дураков и в нем, уверен, вполне самодостаточен.

 

Александр Носик:

«Мне повезло на партнеров».

В начале 90-х мы с артистом Виктором Павловым (кто запамятовал, напомню: он сыграл Мирона Осадчего в «Адъютанте его превосходительства» и Левченко в «Место встречи изменить нельзя», а еще снялся почти в сотне других отечественных фильмов) ходили в бани при бассейне возле ст. метро «Кропоткинская». Теперь там выстроен храм Христа спасителя. А в те годы в воздухе только витала перестроечная идея: «засыпать вонючую лужу» и на ее месте восстановить взорванную большевиками главную религиозную ценность России. Виктор Павлович с пониманием относился к дерзновенному проекту, как и ко всем демократическим переменам в стране, хотя сожалел при том, что хорошую баню, да еще и невдалеке от дома потеряет.

- Но, - философски успокаивал себя, - все течет, все меняется и, как правило, в лучшую сторону. Я вона после Щепкинского училища в «Современнике» служил, в Ермоловском, в Маяковском, в Малом. Полагаю, надолго. Люди тут мне больно по душе. Какие-то они особенные, право слово, я бы сказал: капитальные. Настоящая Русь только в этом театре и существует. А больше всего здесь мы сошлись с Валерой Носиком. Вот такой мужик!

Павлов нетвердо показывал большой палец, да еще делал на нем щепоткой «присыпочку», а я который раз просил прославленную звезду экрана и театра привести с собой его приятеля Валерия Носика – не менее крупного самородка театра и кино. И Виктор Павлович наконец внял моей просьбе!

Какой замечательный вечер мы тогда провели в бане! Мы предметно и со знанием дела перемыли косточки Горбачеву, Ельцину, легко расправились с «собакой Рейганом» и «салагой Клинтоном». И вообще все международные проблемы мы решали легче самих политиков, а на проблемах собственных детей дружно забуксовали. Валерий Венедиктович сокрушался:

- Саша мой все мозги мне прожужжал: папа, хочу быть, как и ты, артистом. Я ему говорю: сынок, это – самый неблагодарный кусок хлеба!

- Особенно теперь, - назидательно вставлял Виктор Павлович, - когда звание артиста ниже звания уборщицы в заводском Доме культуры!

- Да не в этом дело, Витя, - смешно и грустно морщил нос Носик (прости Господи сей невольный каламбур!), - но ты пойми: я не вижу в Сашке артистических задатков!

- Потому что ты, брат, - возвышал голос Павлов, - отравлен тупой истиной, будто на детях талантов природа отдыхает. И стесняешься себе в этом признаться. А я вот в твоего Сашку верю: из него будет отличный артист.

К счастью, Виктор Павлов оказался прав: сын Валерия Носика стал замечательным артистом, но его роли уже, к сожалению, не видел ушедший из жизни отец.

И вот он передо мной. Молодой, красивый, крепкий. Телефильм «Спецназ», естественно, затравка нашей беседы. У Саши это далеко не первая творческая работа.

- Первой была кинокартина «Цветы от победителей», где я снялся со своими однокашниками по Театральному училищу имени Щукина Алексам Кравченко и Павлом Сафроновым. Тогда я еще жил и работал в Питере. Сейчас тружусь в московском театре «Вишневый сад» под руководством Александра Вилькина, ученика Юрия Любимова. Снялся уже в телефильмах «Каменская», «Марш Турецкого», «Маросейка, 12». В последнем столкнулся со своим тезкой Александром Балуевым. Конечно, это актер суперкласса. Не зря же его несколько раз приглашали сниматься в Америке. В «Спецназе» нас опять судьба свела. Разумеется, среди нас Балуев был самым маститым. Но лично я его превосходства не ощутил. Как не было мне дискомфортно с Володей Турчинским, и, конечно же, с Лешей Кравченко, Это мой друг по жизни, мой камертон и ориентир. При съемках «Спецназа» я во все глаза смотрел на него, а он, оказывается, смотрел на Турчинского. Он говорил: «Ребята, бегать надо легко и оснастку свою носить легко. Иначе нам никто не поверит. А это – самое страшное. Поэтому мы должны сделать все, как положено, как в жизни бывает. Иначе зачем нас всех здесь собрали? Бабки, известность получать? Так мне все это по фигу, если люди нам не поверят!»

Верите- нет, но даже Балуев к Володиным словам прислушивался. А Сашка Кравченко постоянно мне талдычил: «Надо ориентироваться на Турчинского, и тогда тело все вспомнит, что армия дала».

В армию, кстати, я пошел вполне осознанно, хотя была возможность «откосить». Этого бы не понял мой отец, царствие ему небесное и земля пухом, он был замечательный человек…

Никогда я не пользовался его фамилией, всенародным имиджем. Если в первые послезастойные годы комплексовал по поводу нашей фамилии (у меня, кстати, еще и дядя Владимир артист), то теперь это уже не имеет никакого значения. Время, в котором мы живем, неважное, могу согласиться со скептиками, но цену людям в любой сфере деятельности оно определяет, как правило, безошибочно. Последняя наша работа – телефильм «Спецназ» - ярчайшее тому подтверждение.

Вы полагаете, «Динамита» телезритель полюбил за прошлые заслуги? Как бы не так! Турчинский просто сыграл классно. Как говорится, на пределе. И Кравченко, и Балуев точно также сыграли. Особо хочу подчеркнуть вклад питерцев в нашу «копилку». С Игорем Лифановым и Андреем Зибровым вы встретиться не сможете по объективным причинам, но без этих ребят, уверяю вас, «Спецназ» не состоялся бы.

А работали мы на полигоне десантной дивизии в Анапе на пределе сил и возможностей. В чем львиная заслуга (помимо режиссера Андрея Малюкова, конечно) Володи Турчинского. Он нас «грузил» по полной программе на съемочной площадке, потому что фанатично верил: правдиво сыграем – нас зритель поймет. Потому даже после съемок мутузил нас всех в спортзале. Спасибо ему!

Что тут добавить? Разве лишь то, что мне несказанно повезло с партнерами в телефильме «Спецназ». Такая фортуна в артистической карьере – редкость. Не знаю, как ребята, а я с огромным желанием буду ждать продолжения.

О семейных делах говорить не хочу. И вообще всяких двусмысленных вопросов в интервью стараюсь избегать.

 

 

 

 

 

Крупно

Евгений Гаврилов:– Сергей, несколько слов о сериале «Золотая медуза», который должен вот-вот появиться на канале "РЕН-ТВ". Чем интересна для вас ваша роль?

Сергей Мурзин: – В этом сериале так получилось, что я первый раз за всю историю своей кинематографической деятельности сыграл главную положительную роль. До этого мне доставались только люди с противоположной стороны.

Кроме того, для исполнения этой роли мне необходимо было сильно похудеть. Я похудел на 18 килограммов. У нас в Петербурге есть центр семейной медицины, в котором занимаются иглоукалыванием, мануальной терапией и прочим. Я пришёл туда, меня обследовали, и с помощью иглоукалывания, придерживаясь специальной диеты, удалось похудеть на нужное количество килограммов (с 54-го размера одежды вернулся в 48-й – Ред.). Мне надо было полностью поменять свой имидж, опустить волосы, изменить их цвет.

 

– Вы собираетесь поддерживать достигнутый вами сегодня вес?

– Всё будет зависеть от предложений в кинематографе. Если режиссёр скажет мне, что надо потолстеть - потолстею, если похудеть - похудею. Профессия актёра в этом и состоит. Александр Калягин, для того чтобы сыграть в «Здравствуйте, я ваша тётя!», поправился, а потом ему нужно было срочно похудеть - и он худел. Это элемент профессии.

 

– Вы хотите подумать, прежде чем нахмурить бровь. В каждой роли для вас важен характер персонажа, его внутренний мир. Как вы готовились к съёмкам роли в новом сериале?

– Мы с режиссёром Стасом Мареевым работали и обсуждали - кто этот человек? Каким видит его режиссёр, каким я его вижу на экране? И потом пришлось включать актёрские навыки - то, что получено в театральном институте. Это - ты в предлагаемых обстоятельствах, вхождение в образ, создание истории своего героя. Приходилось читать, тренироваться. Потому что там телохранитель не кого-нибудь, а вице-мэра города, который владеет восточными единоборствами, общается с оружием, с людьми. Приходилось разговаривать с ребятами из охранных, силовых структур, тренироваться и привыкать держать в руках оружие, которое с армии не держал, всё вспоминать.

 

– Какой из съемочных дней нового сериала вам больше всего запомнился?

– Хорошо запомнился каждый съёмочный день. Было очень интересно, весело. Во-первых, была очень сильная команда. Поработать на одной съёмочной площадке с таким актёром, как Евгений Жариков - это уже счастье для любого российского актёра. А когда ещё, кроме того, собираются такие актёры, как Игорь Лифанов, Николай Годовиков - с такими партнёрами только работать и работать.

Ярко мне запомнилось два эпизода. Первый - когда мы снимали одну из сцен, где наши герои прикрывают Хана с его телохранителем, который спасает свою дочку Катю. Её играет Ольга Сидорова. Они выбегают из какого-то заброшенного здания, и комната, в которой она находилась, взрывается.

Меня поразило, что Евгений Жариков, в общем-то, пожилой, в возрасте человек отказался от дублёра и всё это делал сам. Выбегал, падал, прикрывал Олю собой - все трюки выполнял сам, без каскадёра. Так как я это тоже делаю в кино, не знаю - смогу ли я в таком возрасте это повторить или нет? Поэтому на него смотрели с широко раскрытыми глазами. Было очень интересно.

Запомнилась ещё наша драка с Самвелом Мужикяном, который играет отрицательного персонажа, а я - положительного. Драка проходила в достаточно тяжёлых условиях: постоянно шёл дождь, был сильный ветер, было штормовое предупреждение, и все мы, мокрые с ног до головы, дрались, возюкались в лужах. А потом переехали на другой объект, и там надо было играть сухих, сытых и здоровых ребят...

А в принципе, если брать по каждому дню, мне запомнилось всё.

 

– Где вы служили в армии? Кто стал вашим первым наставником уникальных номеров?

– Служба была обычная, служил я в мотострелковых войсках. А своим наставником стал, наверное, я сам. Так получилось, что в молодости, занимаясь всякими видами спорта - дзюдо, каратэ, восточными единоборствами - кунфу, и др., освоил как элементы тренировок дыхательную гимнастику цыгун. Получилось так, что, будучи студентом Ярославского театрального института, куда я поступил после армии, мне посчастливилось, ещё в советское время, выехать во Францию, в Париж, где возле центра Жоржа Помпиду на площади я увидел бродячих артистов - клоунов, мимов, музыкантов. Там была группа ребят из Китая или из Кореи, которые работали с экстремальными номерами. Мне это очень понравилось, и я долго смотрел за ними. Дня три или четыре я наблюдал, а потом решил попробовать это сделать, когда вернусь домой.

Меня этому никто не учил, учился сам. Ходить по стёклам, дышать огнём. Брал книги, которые тогда стали появляться, читал, экспериментировал на себе. Вроде бы получилось.

Были сложности... Очень сложно было подавить рвотный рефлекс, например, при заглатывании ножа. Там тоже существуют элементы тренировки, которые описаны в книгах. Главное - хотеть что-либо сделать.

 

– Чем помогает эстрада вам в театре, и чем театр помогает эстраде?

– Наверное, всем. На эстраде ты себя чувствуешь более раскованно, потому что происходит живое общение со зрителем, так сказать, глаза в глаза, когда ты можешь поговорить со зрителем, подойдя к нему при полном зале. Это очень помогает, когда ты работаешь со спектаклем, потому что это свобода, а свобода общения со сценой всё равно, что в театре, что на эстраде - классическая. Ты в предлагаемых обстоятельствах в роли, которую в настоящее время играешь. Если ты внутренне свободен, то от этого получается какой-то внутренний кураж и свобода полёта фантазии во время спектакля. Можно импровизировать. Очень многие драматические актёры идут сейчас на эстраду, но не у всех это получается, к сожалению. Этому надо учиться. Я закончил театральный институт по специальности «эстрадный факультет» и по диплому являюсь актёром эстрады. Нужно принять во внимание, что драматических актёров учат четыре года, а актёров эстрады - пять. Так какой же из этих жанров легкий?

 

– В детстве вы закончили музыкальную школу. Как она вам помогла в будущем?

– Во-первых, музыка - это замечательно. Когда ты заканчиваешь классическую музыкальную школу, она прививает у любого человека, ребёнка, который начинает учиться, вкус к хорошей музыке. Благодаря музыкальной школе я полюбил хорошую классическую музыку. Научился читать ноты, владеть инструментом, вокалом. В моей профессии это сильно пригодилось. Это то, что я пытаюсь своим детям дать. Они у меня нормальные ребята, хотят заниматься этим. Всё дело в том, что как они потом дальше пойдут? Они маленькие, пока учатся с охотой. А что будет в будущем - посмотрим.

 

– Вы даже сыграли роль выдающегося музыканта, которую мало кто знает. Вы более известны по криминальным ролям...

– В русской версии моя роль была маленькая. А вот во французской - достаточно большая.

 

– В вашу жизнь, как фатум, периодически врываются братки с благодарностью за роль, сыгранную в «Брате». Какой из последних эпизодов был связан с ними?

– Буквально две или три недели назад на одном из мероприятий присутствовали как раз такие «товарищи», которые, подогрев себя горячительными напитками, пытались пристроить свою энергию. А так как энергию направить было некуда, то мне пришлось её скорректировать. Я взял гитару, сел и тупо с ними сидел три с половиной часа, играл и пел песни, которые они слушают и знают. Где-то пел сам, где-то - хором. И конфликтные ситуации, которые назревали, утихли. Музыка всех объединила.

 

– Вы выступили как положительный герой, принеся мир в мероприятие...

– Я выступил как один из них, который владеет ситуацией и материалом. Нужны была разрядка людям такого порядка - они её и получили.

 

– Много лет вы играли в детской филармонии. Какие роли вам более всего нравилось исполнять?

– Я переиграл массу ролей. Был и Бабой-Ягой, Медведем, Месяцем в спектакле «Двенадцать месяцев» (по-моему, переиграл их всех, кроме Мая и Декабря), Дед Морозом и Лесником. Был Рыбой-китом и старшим братом в «Коньке-горбунке»... Кем только не был! Мне нравилось играть всё. Как раз в детской филармонии был симбиоз театра и эстрады, так как с детьми нельзя общаться через четвёртую стену, а надо общаться напрямую. В этом хорошая школа, которую я прошёл в детской филармонии. Любая роль, которую ты делаешь на детях, проверяется. Дети настолько честные зрители, что они сразу говорят - хороший ты или плохой. Если твоя роль удалась и они тебе поверили – значит, будут тебя слушать и идти за действием во время спектакля. Если ты как актёр не вызвал у них доверия своим персонажем, своей игрой и своей правдой, то спектакль будет сорван.

 

– Почему вы ушли из филармонии? Не стали связывать свою судьбу со сказкой?

– Получилось так, что в 1995 году наступили сложные времена для всех и для детской филармонии в частности. Туда пришло новое начальство - новый директор, новый редактор, которые решили, что детская филармония должна воспитывать в детях чувство прекрасного, но не через спектакли, которые мы делали, а через музыкальные произведения. И поменялась концепция филармонии. Они стали приглашать хороших музыкантов (там сейчас проходят замечательные концерты), но то, что было связано со спектаклями, тогда было закрыто. А жить на ёлочную кампанию, сами понимаете, смысла нет.

 

– Вами сыграны самые разноплановые роли в фильмах - от великих пианистов до самых отъявленных отморозков. Какую из сыгранных ролей вы считаете своей наибольшей удачей?

– Да вот, опять повторили фильм «Брат». А в принципе, мне не стыдно ни за одну работу, которую я сделал в кино. Но, на мой взгляд, самая яркая, кричащая в фильме «Брат». И, наверное, персонаж Боря из сериала «Убойная сила». Он получился очаровательный, комичный - не такой, как все.

 

– Какие роли вас более всего привлекают: комичные, драматичные?

– Какие проще сыграть. Прощё и гораздо интереснее в плане приспособления сыграть отъявленного негодяя. Там очень много приспособлений, чтобы сыграть и остаться человеком, вызвав симпатию у зрителя. Если у меня получился образ положительного героя в последнем сериале - дай Бог, может быть, режиссёры будут чаще приглашать на положительных героев. Я не думал над этим вопросом – будет, не будет.

 

– Как вы относитесь к фильмам, подобным «Брату»? Не испытываете ли вы угрызений совести за то, что предлагается из кино нынешнему поколению молодых людей?

– Надо начать с того, что фильм «Брат» был создан в 1996 году. Наверное, в то время такой герой был необходим. Когда в настоящее время на экраны выходит очень много фильмов, которые культивируют насилие и возводят в ранг героя и супермена человека, который может убить, не моргнув глазом, при этом мило улыбнуться и пойти пить чай или кофе - это плохо. Времена поменялись, насилия достаточно на улице и в нашей жизни. Куда ни глянь, начиная с новостей. Насилие, насилие, насилие. Сейчас для нашего кинематографа надо, наоборот, что-то мелодраматичное, доброе. Вспомните кинематограф сороковых - шестидесятых годов. Очень хочется, чтобы появился новый Леонид Гайдай или Георгий Николаевич Данелия и снял хорошую, добрую, очаровательную комедию. Как они это делали.

 

– Какие качества характера вы унаследовали от матери и отца?

– Они - обычные люди. Папа практически всю жизнь проработал сварщиком в шахтах в городе Воркуте. Мама работал а там же. Сейчас они пенсионеры. Она меня научили любви к жизни, людям, верить в себя, никогда не сворачивать с намеченного пути. Целеустремленность, наверное, от них.

 

– Когда вы научились играть на гитаре и какое место она занимает в вашей сегодняшней жизни?

– Как и все пацаны, я начал играть на гитаре, когда мне было лет 12. Когда я учился в пятом или шестом классе, мне подарили гитару. Тогда занимался в музыкальной школе по классу баяна. Как все ребята моего времени, во дворах сначала выучил три аккорда, потом ещё три. Затем начал пытаться сам что-то сыграть. Играл в вокально-инструментальном ансамбле. Сейчас для меня гитара - элемент общения со сцены со зрителем. Мы собираемся с друзьями, играем любимые песни. Если у меня какой-то концерт, я выхожу на сцену и помимо общения со зрителем путём сценического слова или показа своих номеров играю на гитаре любимые романсы, песни.

 

– Какие роман сы вы считаете своими любимыми?

– Их много. «Не уходи, побудь со мной», например.

 

– При исполнении романса вы используете классическую манеру игры или аккордовую?

– Я не учился играть на гитаре профессионально. Поэтому я пытаюсь следовать внутреннему состоянию - где-то перебором, где-то тремоло, где-то щипковая техника. По-разному. Всё зависит от настроения и что это за романсы.

 

– Своего сиамского котёнка вы назвали Тилль? Вы страстный поклонник легенды о Тиле Уленшпигеле?

– Котёнок был назван в честь солиста группы «Рамштайн». Он был такой же взрывной по характеру и такой же добрый. Но, к сожалению, в прошлом году он погиб.

 

– Какие книги вы любили читать в детстве? Сохранили тягу к чтению до сегодняшнего дня?

– В свободное время я сразу беру книгу. Вот сейчас рядом со мной лежит классика: Михаил Булгаков «Рассказы, повести, романы», Марио Пьюзо «Крёстный отец». Перечитал всё. После знакомства в телепередаче «Хорошие шутки» с замечательной писательницей Татьяной Устиновой решил перечитать всё, что она создала. Раньше читал, но стало интересно ещё раз вернуться после общения с ней ко всему, что ей написано. Что ещё есть, кроме того, что я читал? В настоящий момент читается «Запасной инстинкт».

 

– Какие фильмы с вашим участием выходят в ближайшее время?

– В сериале «Морские дьяволы», который проходит сейчас по экранам, в одной из серий я сыграл американского шпиона. Насчёт фильмов пока говорить не буду - всё в проектах.

 

– Ваши пожелания телезрителям города Бийска Алтайского края?

– Смотрите наши сериалы, побольше читайте, потому что телевизор - не единственное, что есть в жизни хорошего. Любви и счастья. Дай Бог, чтобы в Алтайском крае всё было хорошо. Хотелось бы приехать в гости, но это уже зависит не от меня.

 

 

 
Изготовление сайта Инфо-Марк