Интервью с Самвелом Мужикяном
 
Санкт-Петербург
пр. Римского-Корсакова, д. 37-А
+7 (812) 441-30-83

Контакты

ЗАВЕРШЕННЫЕ   В РАБОТЕ   Назад  

ЗОЛОТАЯ МЕДУЗА - В 'СПЕЦНАЗЕ' ИГРАЮТ НАСТОЯЩИЕ МУЖЧИНЫ

Penthouse

Крупно

ВОЕННЫЕ

ИГРЫ

Михаил ЗАХАРЧУК. Фото Евгения ЧЕЛЬЦОВА.

 

 

В «СПЕЦНАЗЕ» ИГРАЮТ НАСТОЯЩИЕ МУЖЧИНЫ

 

Вы дорогой читатель, еще не смотрели трехсерийный телевизионный фильм «Спецназ»? Тогда вам вряд ли стоит о нем рассказывать. Ибо не мной придумано: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (или прочитать). А если уже имеете представление об этом – вне всякого сомнения – для ОРТ произведении, то вам будет интересно: каковы они, главные герои «Спецназа», за кадром. И вообще поговорим с ними за «жизнь». Оказалось, собрать их всех вместе, помимо съемочной площадки, не такое уж простое дело, даже имея огромный опыт «осады штурмом» разных знаменитостей для интервью. Ну а то, что наши герои теперь суперзнамениты, даже неловко как-то и напоминать. Например, Владимир Турчинский лет так с десяток известен всему миру как легендарный гладиатор «Динамит». Вот с него, пожалуй, и начнем.

 

В. Турчинский:

«Я прежде всего – мужчина!»

Владимиру 39 лет. Он – коренной москвич. Вырос в семье полковника-танкиста. После школы поступил в институт инженеров гражданской авиации, но с третьего курса ушел служить срочную. Уволившись, закончил институт физической культуры.

- Стало быть, вы прибегали к помощи родителей, чтобы «закосить» от армии…

- Я с детства привык решать проблемы по мере их поступления и исключительно самостоятельно. Еще в начальной школе передо мной возникла дилемма двух «су»: идти в Суворовское или Суриковское училище. В итоге забраковал оба варианта, но сам лично. То же самое было с армией.

Шагнуть в казарму, когда тебе под тридцать, - перспектива не из лучших. А проигнорировать «священный долг» мне совесть не позволяла, хотя я прекрасно понимал, что элементарно вычеркну два года из жизни. Так оно и случилось. Возможно, во времена отцовской юности армия и впрямь была «школой жизни», но в мои годы она представляла уже сильно пораженный разными недугами и хворями организм. Да и, с другой стороны, что мог дать мне воинский коллектив, если я в него пришел из института, уже будучи мастером спорта по самбо и дзюдо, кандидатом по вольной и классической борьбе и чемпионом СССР по американскому футболу?

- Так вот откуда ростки вашего гладиаторства!

- Да, американский футбол – увлечение не для слабонервных, и маменькины сынки в него не играют. Когда я занимался этим видом спорта, он был в стране весьма популярен. Ну что вы хотите, если регулярно проводился чемпионат СССР. Только в Москве насчитывалось семь команд: «Московские медведи», «Скифы», «Мамонты» и другие. В команде «Московские гиганты» я поиграл и за рубежом. А потом к нам приехали англичане из знаменитой Би-би-си для отбора кандидатов в гладиаторы. Мне позволнил друг Андрей Акулов: «Слушай, Вова, тут на стадионе «Динамо» представители туманного Альбиона по тебе скучают». Как в воду глядел: из сотен претендентов только мне одному удалось пройти жесткий отбор и стать профессиональным гладиатором на три года.

- Помню я те захватывающие телезрелища! Когда это было, дай Бог памяти?

- В начале девяностых. А в 1994 году мне присвоили звание самого популярного гладиатора на планете. Тогда же по всему миру образовались фанклубы «Динамит». К слову, телесъемки наших гладиаторских баталий до сих пор крутят на Украине. Я как-то побывал на Донецке, так мне там устроили прием похлеще, нежели в Англии и Китае, где наши гладиаторские бои пользовались наибольшей популярностью. Сила человека, вообще его физические возможности в почете у всех наций и народностей мира. Я, слава богу, поездил по миру и лично в том убедился. Иной вопрос, что сила должна быть с умом, красивой и взлелеянной, но это уже вопрос к каждому конкретному ее носителю, а не к самому явлению, которое корнями уходит в детство и юность. В той же Древней Греции красота и сила человека были на равных с религией. Во времена Олимпийских игр даже войны прекращались.

- Слушая вас, я почему-то вспомнил собственную молодость, проведенную в курсантском строю. Тогда я тоже занимался классической, вольной борьбой, самбо и был чуток получше фигурой, чем сейчас. Тренировал нас мастер спорта Анатолий Ч. Однажды, в целях популяризации своей любимой борьбы среди однокашников, он стал нахваливать мою мускулатуру, фигуру, тело. И перестарался так, что ребята дружно заподозрили нас в сожительстве! Ну мне-то были по барабану подначки ребят: девок я любил сызмальства, даже сейчас от них не отворачиваюсь, а Толя закомплексовал. В сердцах морду набил особо едкому шутнику. И как-то незаметно среди нас стал признанным гомиком. Вдруг все обнаружили, что и «петушок» свой крошечный он все норовит спрятать в бане за шайкой, и в увольнение, как другие не рвется, и на девчат мало внимания обращает. Тогда я впервые услышал рассуждения, до сих пор нет-нет да и всплывающие, что у всех качков исчезает интерес к противоположному полу, зато появляется тяга к себе подобным. Что даже у скульптур Геракла, демонстрирующих гигантскую его мышечную массу, член силача-полубога прикрывается обычно непропорциональным телу маленьким фиговым листком. И вообще, стало быть, польза спорта сомнительна, вред – очевиден? Вы что думаете по этому поводу?

- Насчет Геракла не думаю – знаю о его тринадцатом подвиге. За одну ночь мифический силач не просто лишил девственности пятидесяти дочерей одного из афинских богачей, Феспия, по-моему, но и всех их качественно оплодотворил. А самая старшая и самая младшая даже принесла близнецов. Так что потомство Геракла в 52 сына разошлось по свету, и не один благородный род ссылался на них в своей генеалогии.

Что же касается ваших воспоминаний, то скорее всего тренер ваш имел склонность к гомосексуализму – явление в профессиональном спорте, как и в искусстве, к сожалению, не самое редкое. Мое отношение к этому не оригинальное, но твердое: не должен мужчина с мужчиной заниматься сексом. А если так все же происходит, считаю, что противоестественная болезнь, как противоестественны все болезни на свете. Такой твердой позицией я закрыл себе многие пути-дороги в шоу-бизнесе. Но я таков и уже не изменюсь. У меня есть любимая жена Ирина, которой я не изменяю. Есть пятнадцатилетний сын Илья от первого брака и двухлетняя дочь Ксюша. Я их люблю, во многом ради них живу и тружусь.

В США мне однажды предложили супер денежную роль в кинофильме, где по сценарию пришлось бы насиловать мужчину. Я категорически отказался. Помимо всего прочего, еще и потому, что на самом деле я очень патриотичный человек. И мне вовсе не безразлично, что обо мне подумают миллионы мальчишек и девчонок, не только, кстати, в нашей стране. Почему и в «Спецназе» решил сниматься. По той же причине с удовольствием веду телепередачу на РТР «Папа, мама, я – спортивная семья». Заработок там мизерный, зато польза гигантская. Езжу по стране и в каждом русском городе посещаю различные детские учреждения. И при этом твердо верю, что десятки, если не сотни и тысячи мальчиков и девочек когда-нибудь займутся спортом, как я в детстве, а не пойдут воровать и попрошайничать по вокзалам. Потому что спорт был, есть и будет красивым и полезным, как сама жизнь, кто бы что о нем ни говорил. Могу добавить, что есть две вещи, способные вызвать во мне скупую мужскую слезу: музыка и дети.

- Значит, помимо того, что является директором двух прекрасных московских фитнес-клубов «Марк Аврелий», ведете телепередачу, снимаетесь в кино, занимаетесь профессиональным спортом, вы еще и увлекаетесь музыкой?

- Не увлекаюсь – просто пою со сцены. Точно так же, как на ней же выступаю как конферансье; веду несколько телепередач на других каналах, помимо РТР; являюсь членом редакционных советов нескольких журналов, таких как «Гран-при»; пишу статьи на спортивную тему; занимаюсь преподавательской и тренерской работой – у меня сотни учеников; выступаю в различных шоу, где таскаю слонов, самолеты, составы, автобусы. Кстати, один из таких автобусов, 20-тонный, двух этажный, вошел недавно со мной в «Книгу рекордов Гиннесса». Я передвинул машину с места на место левой рукой. С моей точки зрения, это самое неказистое достижение. Других, куда более серьезных и впечатляющих, имею несколько десятков, но «Книга» их упорно не замечала. Лишь после того, как я единственный попал в энциклопедию силачей, меня соизволили зафиксировать товарищи-господа от Гиннесса.

Все это я говорю без претензий и уж тем более не хвастаюсь. Славы мне хватает. Скажем, отдыхать с женой не только среди соотечественников, но и на популярных курортах мира весьма непросто: то и дело просят автографы. Однако мне такая жизнь нравится, чувствую себя мужчиной, которому многое дано, но с которого и многое спрашивается. И другой жизни не хочу.

 

А. Кравченко:

«Гуарана – моя страсть».

Алексей Кравченко тоже коренной москвич. Еще подростком он снялся едва ли не в самом страшном и жестоком отечественном фильме про войну «Иди и смотри». В те годы я приятельствовал с Германом Климовым и упросил его познакомить маня с братом Элемом – режиссером этого фильма, чтобы взять интервью. Причем самой картины я еще не видел, но о ней тогда очень много писали, показывали отрывки по телевидению и было ясно, что главным героем является подросток, чьи глаза как бы увидели сатанинскую жуть минувшей войны.

Короче, я стал упрашивать братьев Климовых прихватить с собой и главного героя фильма, но Элем Германович категорически отказался, заметив, что парнишке и так досталось по самое некуда. Ему надо сейчас отвлечься от съемок, и главное – от тяжелого содержания картины. Испытания такой художественной правдой не всякому взрослому по плечу, а тут – подросток, обыкновенный московский школьник. Впрочем, заметил режиссер по ходу нашего разговора, Лешка Кравченко и не совсем обыкновенный мальчишка. На эту трагическую роль было перепробовано несколько сотен кандидатов, а выбор мы остановили на нем. И не прогадали. «Конечно, артистом Алексей может и не стать, - сказал тогда же Э. Климов, – но что человек из него получится настоящий – в этом я не сомневаюсь».

Прошло много лет. И судьба все же свела меня с Алексеем, сыгравшим одну из ролей в «Спецназе». Мы встретились в фитнес-клубе «Марк-Аврелий», где мой герой, судя по всему, бывает часто. Из чего я делаю вывод, что после совместных съемок Кравченко и Турчинский подружились.

- Скажу больше: для меня лично Володя стал громадным приобретением. Я долго искал такого человека, который был бы со мной на одной душевной, нравственной и творческой волне.

Дело в том, что вместе с однокашиком по Щукинскому училищу Кириллом Радцигом мы давно сочиняем музыку в оригинальной, ни на что не похожей манере. Это некий сплав из техно-, хэви-металл и рамштайна. Тексты просто сногсшибательные, нам их пишет совсем еще девчушка Аня Пронина – поэт от Бога. Свой проект мы назвали «Гуарана». Сейчас это главная моя страсть.

Нам нужен был исполнитель. Мы трое с ног сбились, разыскивая его по стране. Вот в Анапе, на съемках «Спецназа», я знакомлюсь с Турчинским. Как-то вечером, когда мы после 18-часового съемочного дня еле добрались до своих номеров, я случайно услышал, как Володя поет в ванной комнате. И меня словно током шибануло: вот он, наш исполнитель!

Уже здесь, в Москве, начали заниматься с Турчинским серьезно. Работали с фониатором, с репетитором. Володя признался мне, что вкалывал похлеще, чем в спортзале. Но результат не заставил себя ждать. Некоторое время назад мы съездили на гостроли в Сургут. Публика была в отпаде. Турчинский пел и профессионально, и с душой. Один наш приятель признался: «Ребята, в машине вашу музыку слушать нельзя – нога непроизвольно жмет акселератор до отказа». Это сущая правда. На своем новом диске мы обязательно сделаем надпись: «Минздрав предупреждает: слушать в машине категорически не рекомендуется».

- Алексей, вы все говорите о Турчинском, а о себе ничего не сказали. Кстати, вам сколько лет?

- Тридцать три.

- Христов возраст.

- Но учеников у меня еще нет.

- После школы вы сразу подались в Щуку?

- Нет, три года послужил на подводной лодке Тихоокеанского флота. После картины «Иди и смотри» многие мне пророчили артистическую карьеру. Но я решил себя проверить. Меня ведь призывали в сухопутную часть, но я напросился во флот. За три года походов и вахт многое передумал, переосмыслил. И понял, что могу учиться на актера В 95 году закончил Щукинское училище у педагога Аллы Казанской. Шесть лет проработал в Театре Вахтангова. Сейчас на базе Театра имени А. Пушкина репетирую спектакль «Откровенные поллароидные съемки». Снялся в десятке фильмов. Запомнились работы в «Звезде», в «Маме» Дениса Евстигнеева, в фильме «Цветы от победителей». И вот – «Спецназ». Мне представляется, сработали мы там на совесть. Как минимум стыдно перед телезрителями не будет. А это в наше время не так уж мало. Еще что? Женат. Сына жена Алиса назвала в честь меня – Алексеем. Супруга у меня замечательная, но другие женщины мне нравиться из-за этого не перестали. Причем для меня красота женщины, ее расхожие параметры, все эти 90-60-90 – далеко не на первом месте. В женщине ценю прежде всего шарм и особую притягательность, которая нам всем мужчинам (не мужикам, они в лаптях ходили, а именно мужчинам) стоить и жить помогает.

 

А. Балуев:

«Я – пятый секс-символ. Нормально».

Из всех артистов, с которыми я знакомлю читателей, Александр Балуев, пожалуй, самый известный, не нуждающийся в подробном представлении. Великое множество людей, особенно женского пола, прямо-таки кипятком исходят при виде этого мужественного мужчины на экране. И я их прекрасно понимаю. В обозримом прошлом и видимом настоящем я такого актера в стране не нахожу. Есть, безусловно, есть в Балуеве какая-то энергетика, которая одинаково сильна и в сценах секса, и мордобоя, и кабинетного разговора или отвлеченной сцены «за жизнь». Визуальный отпечаток Балуева для зрителя сродни чаплинской походке или его же знаменитой улыбки с пальчиком во рту. Здесь и плюсы и минусы одновременно.

Плюс в том, что режиссерам и сценаристам особо утруждать себя нет необходимости – достаточно главным героем сделать Александра Балуева, и все будет на месте. (На сегодняшний день у артиста свыше 40 сыгранных персонажей. При его относительной молодости – цифра впечатляющая, если еще учесть, что несколько ролей Александр сыграл «за бугром» и не где-нибудь, а в киномекке – США.)

Минус вот в чем. Если, предположим, столичные пожарники захотят вдруг себя прославить и выпустить несколько серий телефильма под названием «Пречистенка, 22» (на Моросейке, 12 в Москве находится Налоговая служба России, а на Пречистенке, 22 – Московская пожслужба. – Авт.), то достаточно будет просто пригласить Балуева. И он все сделает, как надо.

Александр Балуев достоин самого серьезного разговора о своем творчестве. Предоставим слово ему самому.

- «Спецназ» должен понравиться телезрителю. Это такой «наш ответный удар» заокеанской киноиндустрии. И ребята там сыграли здорово. Вообще команда подобралась классная: Турчинский, Кравченко, Носик, Зибров, Лифанов. Особенно мне понравился Володя Турчинский. Самородок – он в каждом деле самородок…

Если артисты красивы от природы, то зрителям кажется, что и ДНК у них другого состава. Так всегда и должно быть. Как только зритель поверит в то, что артисты «такие же, как все мы, грешные», - пиши пропало. То есть наш сценический и экранный обман, в хорошем смысле слова, мы обязаны всеми силами поддерживать. Если ребенка от рождения лишить сказок – что же из него вырастет? Тут почти то же самое. И сказку надо как можно дольше продлевать. Меня в свое время очень приятно поразила телепередача, где любимая моя актриса Маргарита Терехова показывала перед экраном, что она умеет делать: смеялась и плакала вперемежку. Актерские секреты она таким образом препарировала, представив их простой технологией. Мне стало грустно.

В работе мне нравятся герои неоднозначные. Образ-клише вообще мне претит. Вот, например, Герасим в картине Грымова «Муму». С 1854 года, когда была написана эта повесть, весь мир жалеет Герасима. Ах, какой он бедняжка. А мне его не жалко. У меня были скорее недоумения и протест против того, что же делает этот человек? И делает ли он вообще что-нибудь созидательное, конструктивное?..

В фильме «Затворник» мне было интересно поработать с одним из представителей клана Михалковых – Егором (сыном Андрона. – Авт.). И я убедился: в этой семье все по-хорошему «чокнуты» кинематографом. Мне это понравилось. Дай им, как говорится, дай Бог…

Очень не люблю, не перевариваю нецензурщины, звучащей с экрана. Слава богу, в этом неприятии не я один такой…

Как говорит один известный человек, однозначно могу заявить, что у большинства американцев русские ассоциируются с крутыми бандитами, в лучшем случае – с людьми, разбавляющими бензин на заправочных. Гагарин для них – непонятное явление, не укладывающееся в их восприятии. Циолковский для них – поляк. А русские – это сплошные Япончики. И все наши актеры, вне зависимости от их таланта и способностей, обречены играть в Голливуде мафиози…

Мне не интересны на экране обшарпанные подъезды наших многоэтажек. Мне не нужна эта помойка, которая нас окружает, я ее и так вижу каждый день. В кино я хочу и стремлюсь мечтать…

Раньше я выпивал и довольно серьезно к этому делу относился. Потом мне стало от этого плохо. И я решительно «завязал».

Сейчас я живу в простой русской избе из кругляка. В этом что-то есть, когда существуешь вне крупноблочных строений…

По телевизору часто показывают юношей, у которых нет ничего не только мужского, но и женского. И эта бесполость всячески подчеркивается, даже визуально. Но если ты гомосексуалист, чего же мельтешишь? Кстати, я их совсем не осуждаю. Но тогда ты и живи согласно своим склонностям, не пытайся выглядеть мужественнее, чем на самом деле. А если ты, грубо говоря натурал, то будь натуралом – не суетись между теми и этими. Не понимаю в связи с этим ситуаций, когда довольно пожилые певцы одеваются так, будто им четырнадцать лет. Видимо, это «пиплом кушается». Они как бы стесняются того, что они мужчины. Я считаю это большой глупостью. Мне недавно сказали, что на канале РТР я пятый в списке секс-символов. Нормально. Было бы странно, если бы первый, а так все путем…

 

Каждый человек, если у него все в порядке с умом и психикой, должен заниматься своим делом. Нельзя сварить борщ, а потом бежать и заседать в Госдуме. Это только большевики на кухарок надеялись. В этом смысле снимать кино – не мое дело. А своим я занимаюсь без дураков и в нем, уверен, вполне самодостаточен.

 

Александр Носик:

«Мне повезло на партнеров».

В начале 90-х мы с артистом Виктором Павловым (кто запамятовал, напомню: он сыграл Мирона Осадчего в «Адъютанте его превосходительства» и Левченко в «Место встречи изменить нельзя», а еще снялся почти в сотне других отечественных фильмов) ходили в бани при бассейне возле ст. метро «Кропоткинская». Теперь там выстроен храм Христа спасителя. А в те годы в воздухе только витала перестроечная идея: «засыпать вонючую лужу» и на ее месте восстановить взорванную большевиками главную религиозную ценность России. Виктор Павлович с пониманием относился к дерзновенному проекту, как и ко всем демократическим переменам в стране, хотя сожалел при том, что хорошую баню, да еще и невдалеке от дома потеряет.

- Но, - философски успокаивал себя, - все течет, все меняется и, как правило, в лучшую сторону. Я вона после Щепкинского училища в «Современнике» служил, в Ермоловском, в Маяковском, в Малом. Полагаю, надолго. Люди тут мне больно по душе. Какие-то они особенные, право слово, я бы сказал: капитальные. Настоящая Русь только в этом театре и существует. А больше всего здесь мы сошлись с Валерой Носиком. Вот такой мужик!

Павлов нетвердо показывал большой палец, да еще делал на нем щепоткой «присыпочку», а я который раз просил прославленную звезду экрана и театра привести с собой его приятеля Валерия Носика – не менее крупного самородка театра и кино. И Виктор Павлович наконец внял моей просьбе!

Какой замечательный вечер мы тогда провели в бане! Мы предметно и со знанием дела перемыли косточки Горбачеву, Ельцину, легко расправились с «собакой Рейганом» и «салагой Клинтоном». И вообще все международные проблемы мы решали легче самих политиков, а на проблемах собственных детей дружно забуксовали. Валерий Венедиктович сокрушался:

- Саша мой все мозги мне прожужжал: папа, хочу быть, как и ты, артистом. Я ему говорю: сынок, это – самый неблагодарный кусок хлеба!

- Особенно теперь, - назидательно вставлял Виктор Павлович, - когда звание артиста ниже звания уборщицы в заводском Доме культуры!

- Да не в этом дело, Витя, - смешно и грустно морщил нос Носик (прости Господи сей невольный каламбур!), - но ты пойми: я не вижу в Сашке артистических задатков!

- Потому что ты, брат, - возвышал голос Павлов, - отравлен тупой истиной, будто на детях талантов природа отдыхает. И стесняешься себе в этом признаться. А я вот в твоего Сашку верю: из него будет отличный артист.

К счастью, Виктор Павлов оказался прав: сын Валерия Носика стал замечательным артистом, но его роли уже, к сожалению, не видел ушедший из жизни отец.

И вот он передо мной. Молодой, красивый, крепкий. Телефильм «Спецназ», естественно, затравка нашей беседы. У Саши это далеко не первая творческая работа.

- Первой была кинокартина «Цветы от победителей», где я снялся со своими однокашниками по Театральному училищу имени Щукина Алексам Кравченко и Павлом Сафроновым. Тогда я еще жил и работал в Питере. Сейчас тружусь в московском театре «Вишневый сад» под руководством Александра Вилькина, ученика Юрия Любимова. Снялся уже в телефильмах «Каменская», «Марш Турецкого», «Маросейка, 12». В последнем столкнулся со своим тезкой Александром Балуевым. Конечно, это актер суперкласса. Не зря же его несколько раз приглашали сниматься в Америке. В «Спецназе» нас опять судьба свела. Разумеется, среди нас Балуев был самым маститым. Но лично я его превосходства не ощутил. Как не было мне дискомфортно с Володей Турчинским, и, конечно же, с Лешей Кравченко, Это мой друг по жизни, мой камертон и ориентир. При съемках «Спецназа» я во все глаза смотрел на него, а он, оказывается, смотрел на Турчинского. Он говорил: «Ребята, бегать надо легко и оснастку свою носить легко. Иначе нам никто не поверит. А это – самое страшное. Поэтому мы должны сделать все, как положено, как в жизни бывает. Иначе зачем нас всех здесь собрали? Бабки, известность получать? Так мне все это по фигу, если люди нам не поверят!»

Верите- нет, но даже Балуев к Володиным словам прислушивался. А Сашка Кравченко постоянно мне талдычил: «Надо ориентироваться на Турчинского, и тогда тело все вспомнит, что армия дала».

В армию, кстати, я пошел вполне осознанно, хотя была возможность «откосить». Этого бы не понял мой отец, царствие ему небесное и земля пухом, он был замечательный человек…

Никогда я не пользовался его фамилией, всенародным имиджем. Если в первые послезастойные годы комплексовал по поводу нашей фамилии (у меня, кстати, еще и дядя Владимир артист), то теперь это уже не имеет никакого значения. Время, в котором мы живем, неважное, могу согласиться со скептиками, но цену людям в любой сфере деятельности оно определяет, как правило, безошибочно. Последняя наша работа – телефильм «Спецназ» - ярчайшее тому подтверждение.

Вы полагаете, «Динамита» телезритель полюбил за прошлые заслуги? Как бы не так! Турчинский просто сыграл классно. Как говорится, на пределе. И Кравченко, и Балуев точно также сыграли. Особо хочу подчеркнуть вклад питерцев в нашу «копилку». С Игорем Лифановым и Андреем Зибровым вы встретиться не сможете по объективным причинам, но без этих ребят, уверяю вас, «Спецназ» не состоялся бы.

А работали мы на полигоне десантной дивизии в Анапе на пределе сил и возможностей. В чем львиная заслуга (помимо режиссера Андрея Малюкова, конечно) Володи Турчинского. Он нас «грузил» по полной программе на съемочной площадке, потому что фанатично верил: правдиво сыграем – нас зритель поймет. Потому даже после съемок мутузил нас всех в спортзале. Спасибо ему!

Что тут добавить? Разве лишь то, что мне несказанно повезло с партнерами в телефильме «Спецназ». Такая фортуна в артистической карьере – редкость. Не знаю, как ребята, а я с огромным желанием буду ждать продолжения.

О семейных делах говорить не хочу. И вообще всяких двусмысленных вопросов в интервью стараюсь избегать.

 

 

 

 

 

Крупно

Евгений Гаврилов: – Самвел, в сериале «Золотая медуза» вы играете одну из главных ролей. Чем эта роль и сам сериал были симпатичны вам?

Самвел Мужикян: – Во-первых, материал очень добротный. Во-вторых, та компания, которая собралась - все мои большие друзья. Мы никогда в работе не сталкивались, кроме Игоря Лифанова, так как с Игорем мы вместе обучались в театральном институте. Пожалуй, немаловажно, что колорит южный.

Что касается роли, то такого не играл. Во всяком случае, в театре я играл благородных героев, как Арман Дюваль и т.д. А здесь мне пришлось играть, я не буду говорить отрицательного персонажа, потому что в любом положительном персонаже можно найти много отрицательного, но то, что это яркий характер, человека самого по себе мощного. Если дать ему волю, он многого достиг бы. Те ребята, которые сейчас покупают футбольные команды, думаю, начинали именно так.

Мне очень понравилось, что был Евгений Ильич Жариков. Играть с такими актёрами-легендами - это вдвойне почётно. То, что мы соответствовали друг другу, понимали друг друга, подружились - это для меня не простой, не проходящий момент.

Ольга Сидорова, московская актриса - замечательная. У нас сложились тёплые, дружеские отношения, каких бы персонажей мы не играли. Ведь внутри этой истории своя история - она была самой что ни на есть праздничной. Одно дело, каких мы играли персонажей там, по ту сторону рампы - мы были антагонистами друг другу, а другое - ближе человека на съёмочной площадке, во всяком случае из актёрской среды, у меня не было. По идее, мы не можем любить друг друга и относиться симпатично. Это касается и Жарикова.

 

– Какие эпизоды съёмок этого сериала запомнились вам?

– Там есть сцена драки. Сожалею, что целиком эта драка не вошла. Точнее - не с тех ракурсов это было всё снято. По сценарию драки не должно было быть. Но мы с режиссёром и с Сергеем Мурзиным пришли к выводу, что помимо того что мы друг в друга стреляем, мы всё-таки мужики и необходим момент, когда мы должны выяснять свои отношения без оружия. Соответствовала и погода.

Следует сказать, что здесь нам был Бог в помощь, потому что, когда необходимо, чтобы было солнце - у нас было солнце, когда была желательна пасмурная погода - она была. Когда нам требовались волны - они у нас были. Это действительно так, потому что, как вы понимаете, природу нельзя заказать. И если мы утром снимали одну сцену и была солнечная погода, то как раз к моменту драки сложилось так, что пошёл дождь.

Мы снимали эту сцену в аквапарке и по ходу того, когда мы должны были подниматься: я убегал, а Серёжа гнался за мной, мы обнаружили площадку, залитую дождём, где образовалась большая лужа.

Если бы эту сцену снимал другой оператор, скажем, более профессиональный, я не умаляю способности и достоинства нашего оператора, но тем не менее, это была бы просто мелодия. Эти брызги можно было более поэтично снять - был бы другой эффект, лишний плюсик в достоинства картины.

Этот момент запомнился мне ещё и потому, что мы старались, а режиссёр, как Станиславский, говорил: «Не верю!», потому что удары, которые наносил я и Серёжа были менее убедительными, чем должно было быть в реальности. На последних дублях мы уже чуть ли не действительно друг другу надавали. Остались ссадины, ушибы, но это стоило того. Зритель это не увидит, не заметит, но, может, поймёт, что драка была реальной.

 

– Вашу работу на сцене особо отмечают. Как вам удаётся совмещать работу в кино и театре?

– Не могу сказать - трудно или сложно совмещать их. Для меня важнее театр. В театре проявляется, правда ли ты актёр или нет. Не всегда киношным актёрам удаётся на сцене быть такими же убедительными, как в кино. Кино - это более шоу-культура. А театр - живое искусство. Здесь ты не имеешь дублей. Если осрамился - ты осрамился, если упал лицом - то ты упал. В кино это заменяют монтаж, дубли, много другое, что в нём присутствует: за тебя могут сыграть, о тебе могут сказать. В театре это никому не удавалось - сразу видно, кто ты. С этой точки зрения для меня театр важнее. А способ существования? В кино он немножечко другой. Так как ты играешь в театре, в кино ты не можешь играть. Здесь особые правила. Это то же, что играть в футбол во дворе у себя и после этого выйти играть на стадион.

 

– Сегодня вам более предпочтителен антрепризный или стационарный театр?

– Поскольку после театрального института имел счастье работать в репертуарном театре, считаю, что молодому актёру он необходим позарез. Только там, варясь в этом котле, он может какие-то навыки приобрести. В репертуарном театре всегда, во всяком случае мне повезло так, всегда должны быть «мамы», «папы», «дяди» и «тёти». Это я имею в виду актёров старшего поколения. Если это родственная среда, если ты даёшь понять остальным, что ты нормальный человек, не с каким-то буйным характером и тебе на всё не наплевать, а ты входишь в семью, в театр, в труппу, то тебе обязательно надо пройти эту школу. Обязательно!

А антрепризный театр предполагает какое-то мастерство за спиной, навыки, которые ты отточил в репертуарном. Ты уже из себя что-то «слепил». Антрепризный театр предполагает присутствие звёзд. А раз звёзды, то значит, с ними должны стоять рядом актёры путь не звёзды, но такие, которые во всяком случае могут с ними наравне играть. Это как в своё время произошло с Ричардом Гиром в «Красотке». Никто же не знал до этого о Джулии Робертс. Я имею в виду не широкие слои населения. Она достойно в паре с ним сыграла.

Это я провожу параллель с антрепризным театром. Если ты сыграешь достойным образом со звёздным партнёром - тебя отметит зритель и заметят службы, которые занимаются раскручиванием кино, рекламы или чего-то ещё.

Или придёт тот же Никита Михалков и скажет: «Самвел, дорогой, я тебя так долго искал! Именно такого, как ты. Нигде я тебя не видел, а вот в театре нашёл того, кто мне нужен...» Эту молитву себе каждую ночь в течение двух лет читаю.

 

– Расскажите, как впервые появился ваш дружеский коллектив из вас, Алексея Климушкина, Игоря Лифанова и Дмитрия Нагиева?

– Дело в том, что мы все вместе учились в театральном институте. Получилось так, что с первого курса и по сегодняшний день, как стали мы тогда друзьями, так и по сей день общаемся, дружим. Сейчас чуть поменьше, потому что каждый из нас в своих проблемах. Надо отдать должное Диме Нагиеву, который собрал нас всех уже спустя пять или шесть лет после института и сказал: «Ребята, я хочу, чтобы мы все вместе собрались и начали работать». Была «Кыся» по Кунину, а потом «Эротикон» по Боккаччо, то бишь «Декамерон».

Где-то наши дружеские отношения, скажем так, поистёрлись немножко, но это время. Не потому что кто-то на кого-то обиду затаил, а просто потому, что время вырывает нас, мы не можем постоянно идти одной командой. Если нас зовут в сторону, то мы должны ещё где-то чего-то. Это идёт в ущерб дружбе, но тем не менее...

Если иметь в виду дружбу, когда друг другу звонят - это не то. Но когда ты знаешь, что человеку плохо или хорошо и надо позвонить или подъехать, ещё что-то сказать, то это у нас есть. Двери моего дома для моих друзей открыты. Они об этом знают и очень часто пользуются этим в ущерб мне. А так мы, конечно, поддерживаем дружеские отношения.

 

– Что вас постоянно сближает?

– Вначале нас объединяли женщины, водка и разгульная молодая жизнь. А потом водки, женщин стало поменьше, а на первые роли больше выходила работа.

 

– Что вы считаете самым главным в мужской дружбе? Без чего она не может состояться?

– Наверное, без бескорыстия, симпатии. Я своих друзей определяю как братьев. Если друг - это брат. А какое отношение может быть к брату? Он - твой родной человек, хочешь ты или не хочешь, ты должен его любить. Это данность, от которой не отойти в сторону. А в дружбе если нет симпатии, то зачем тогда эта дружба? Ради чего? Если ты не сопереживаешь ему, если не симпатичен?

 

– Как складывались ваши отношения с ТВ?

– В шоу-программы влезать пока не желаю. Был художественным руководителем программы «Маленькие комедии», на С-Пб, «5 канале». Мы с Игорем Лифановым взялись за эту программу. Позднее и Лёшу Климушкина «приволок».

От безудержного желания играть я и попал на ТВ. То, что придумал, было сродни «Ералашу». Сочинял сюжеты, был режиссёром, продюсером, художественным руководителем, сценаристом. Всё держалось на мне. Мы играли, как в «Ералаше», маленькие скетчи. Я придумывал их исходя из анекдотов, каких-то рассказов, развивал и делал маленькие новеллы по 3-5 минут, иногда и больше. И мы с Игорем Лифановым всё это разыгрывали.

Потом Лёша позвонил и сказал: «Что же это вы, друзья мои такие, меня с собой не берёте?» Совесть меня немножко помучила, и я сказал: «Лёш, давай!».

 

– Какую роль в вашей жизни занимают вокал и танцы?

– Я это любил, люблю, и, надеюсь, когда-нибудь настанет время, когда смогу совершенно полноценно играть и в мюзиклах. Я человек поющий, сочиняю музыку, стихи. Сейчас у меня есть одно предложение, правда, это не музыкальный спектакль, но спектакль, к которому сочинил уже две песни. Буквально вчера дописал последний куплет. Надеюсь, это режиссёру покажу. Первую песню показал, это ей очень понравилось, и вот придумал вторую. Если это пройдёт, то будет в спектакле как бы отдельный музыкальный номер, который более ярко раскрывает проблему этой пьесы.

 

– У вас есть музыкальное образование?

– Я закончил музыкальную школу в детстве по аккордеону. Но это не мешает мне играть на восьми инструментах. Это гитара, фортепиано, труба, альт, валторна, туба, барабан, блок-флейта.

Будучи школьником, я создал со своими друзьями музыкальную группу. Вот там я играл на клавишах, гитаре, пел.

 

– Какая нужда вас заставила освоить столько духовых инструментов?

– А в армии было делать нечего. И вот там вначале попробовал альт, потом трубу (рядом валялась в оркестре). А поскольку знал и нотную грамоту и слух у меня хороший, начал осваивать эти инструменты. Вроде бы получилось. Я играл даже на танцах, на клубных мероприятиях.

 

– Когда вы впервые задумались о работе артиста? Что послужило вашей первой пробой в этой работе?

– Это было с детства. Мне было два или три года, когда старший брат говорил маме, что пойдёт со мной погуляет, а на самом деле меня брали и ходили в кино. Они с друзьями смотрели фильмы с Жаном Марэ, включая «Горбуна», «Капитана», «Человека-амфибию». Всё это я пересмотрел в детстве. Вот так со мной ходили гулять. Смотрел, смотрел, и с того времени у меня появилась убеждённость, что мне нужно только вот это.

 

– Имели ваши родители отношение к театру или кино?

– Нет, отец был водителем, а мама работала директором в библиотеке. В детстве не скажу, что много читал, но картинок в библиотеке разглядывал очень много.

 

– Какой из моментов вашей жизни можно назвать поворотным в том плане, что с этого момента вы решили для себя стать только артистом?

– Я как ракета. Как хотел, так и хотел. После школы, по совету родителей, которые не пускали меня в театральный, поступил в ФИНЭК, финансово-экономический институт. Со второго курса меня призвали в армию. Там, будучи солдатом, когда мне оставалось дослуживать четыре месяца, тайком убегал в самоволку и поступил в театральный институт.

В части узнали об этом. Нашлись «добрые» люди, которые сказали: «А знаете, куда Самвел убегал?». Начальство знало, что я убегал, но думало, по девочкам, туда-сюда. Это тоже было, но днём-то не всегда по девочкам побежишь... Я прикидывался больным, шёл в санчасть, а оттуда убегал через забор…

И вместо четырёх месяцев я задержался больше, чем на полгода. Когда я пришёл, уже была пройдена середина нашего первого курса. Но педагог сказал: «Самвел, мы тебя будем ждать. Поэтому без всякого».

 

– С чего начинается сегодня день Самвела Мужикяна? Когда вы считаете его удавшимся?

– Удавшийся день, когда ты много успел хорошего сделать. А день начинается элементарно просто. Я каждый день занимаюсь спортом. Полдня я трачу на то, чтобы заниматься, качаться, бегать, приводить себя в спортивную форму, а вторую часть дня курю, пью, провожу досуг. Во мне это как-то сочетается: белое с черным.

 

– Были в вашей жизни попытки серьёзно заниматься языками?

– К сожалению, на всё времени не хватает. Если я чем-то усиленно занимаюсь, то быстро схватываю. Я хочу заняться языками. Посмотрим. Это требует времени в ущерб чего-то. Сейчас передо мной другие планы, поэтому до языков руки не доходят.

 

– С чем связаны ваши сегодняшние планы?

– Сегодняшние планы связаны с антрепризой, со спектаклями и кинопроектами. Очень хочется показать, что ты не только в театре что-то достиг, но и в кино что-то можешь.

 

– Что вы могли бы сказать о кино и сериалах?

– Пока у меня нет такого опыта, что лучше, кино или сериал. Вот я снялся в двадцати фильмах и в тридцати сериалах. Я думаю, что роли это особой не играет. Какая команда? Какой режиссёр? Если бы это был Александр Митта, который снимает такие сериалы, как «Граница. Таёжный роман»… Очень уважаю этого человека как профессионального режиссёра. Мне всё равно: фильмы он снимает, мультфильм - какая разница? Лишь бы это был интересный режиссёр, который чему-то научил, дал то, что ты до этого не знал. Или лишний раз убедился, что ты на правильном пути.

У меня масса друзей среди молодых кинорежиссёров. С ними интересно: что-то кто-то из них мне объясняет по жизни, но так и я могу что-то объяснить. Всё равно это какой-то опыт. Никто из них фильмы не снимал, всё сериалы. Мол, сериал, а кино потом.

Вот почему я говорил про ту драку? Потому что в нормальном фильме, как предполагаю, это заранее было бы известно, заранее в Питере мы это отрепетировали. Приехали туда, на месте бы определили какие-то особенности. Но этого же не было. Сериал предполагает какой-то поток. Поточность не всегда хороша. Вот с этим я сталкивался. А с кино у меня не было никаких отношений.

 

– Какими видами спорта вы занимались до театра?

– Всё было полу. Полудзюдо, полусамбо, каратэ, рукопашный бой. Всё по чуть-чуть, то есть какой-то направленности спортивной не было. Когда мы были мальчишками, мы больше хотели играть в футбол. Мы же больше занимались упражнениями, нежели драками. Тем более, это было советское время, когда не совсем так относились к спорту, как сегодня.

 

– Что прочитано вами за последние месяцы? Какую литературу вы предпочитаете?

– Люблю историческую литературу, Бориса Акунина, если сказать из последних ярких - именно он. Очень увлекательно пишет. С нетерпением ожидал фильмы «Турецкий гамбит», «Статский советник», потому что материал хорошо знал, добротно. Из классической литературы - то, что раньше любил, вот это и люблю. Как любил Толстого и Достоевского, так их и люблю. Иностранцев не читаю. Вяло. В русской литературе более понятно. Не в смысле более разжёвано, а мне близко. Рассказы Чехова люблю, пьесы - не совсем, потому что у меня к ним своё отношение. Не нашёлся ещё режиссер, который помог бы мне всё это разжевать.

 

– Ваши пожелания телезрителям города Бийска Алтайского края?

– Чаще включайте телевизор, когда будет фильм с участием актёра Мужикяна. И приятного вам просмотра. А по жизни - не отчаиваться, не грустить, любить ближних, терпимее к ним относиться.

 

 
Изготовление сайта Инфо-Марк