Евгений Гаврилов:– Сергей, несколько слов о сериале «Золотая медуза», который должен вот-вот появиться на канале "РЕН-ТВ". Чем интересна для вас ваша роль?
Сергей Мурзин: – В этом сериале так получилось, что я первый раз за всю историю своей кинематографической деятельности сыграл главную положительную роль. До этого мне доставались только люди с противоположной стороны.
Кроме того, для исполнения этой роли мне необходимо было сильно похудеть. Я похудел на 18 килограммов. У нас в Петербурге есть центр семейной медицины, в котором занимаются иглоукалыванием, мануальной терапией и прочим. Я пришёл туда, меня обследовали, и с помощью иглоукалывания, придерживаясь специальной диеты, удалось похудеть на нужное количество килограммов (с 54-го размера одежды вернулся в 48-й – Ред.). Мне надо было полностью поменять свой имидж, опустить волосы, изменить их цвет.
– Вы собираетесь поддерживать достигнутый вами сегодня вес?
– Всё будет зависеть от предложений в кинематографе. Если режиссёр скажет мне, что надо потолстеть - потолстею, если похудеть - похудею. Профессия актёра в этом и состоит. Александр Калягин, для того чтобы сыграть в «Здравствуйте, я ваша тётя!», поправился, а потом ему нужно было срочно похудеть - и он худел. Это элемент профессии.
– Вы хотите подумать, прежде чем нахмурить бровь. В каждой роли для вас важен характер персонажа, его внутренний мир. Как вы готовились к съёмкам роли в новом сериале?
– Мы с режиссёром Стасом Мареевым работали и обсуждали - кто этот человек? Каким видит его режиссёр, каким я его вижу на экране? И потом пришлось включать актёрские навыки - то, что получено в театральном институте. Это - ты в предлагаемых обстоятельствах, вхождение в образ, создание истории своего героя. Приходилось читать, тренироваться. Потому что там телохранитель не кого-нибудь, а вице-мэра города, который владеет восточными единоборствами, общается с оружием, с людьми. Приходилось разговаривать с ребятами из охранных, силовых структур, тренироваться и привыкать держать в руках оружие, которое с армии не держал, всё вспоминать.
– Какой из съемочных дней нового сериала вам больше всего запомнился?
– Хорошо запомнился каждый съёмочный день. Было очень интересно, весело. Во-первых, была очень сильная команда. Поработать на одной съёмочной площадке с таким актёром, как Евгений Жариков - это уже счастье для любого российского актёра. А когда ещё, кроме того, собираются такие актёры, как Игорь Лифанов, Николай Годовиков - с такими партнёрами только работать и работать.
Ярко мне запомнилось два эпизода. Первый - когда мы снимали одну из сцен, где наши герои прикрывают Хана с его телохранителем, который спасает свою дочку Катю. Её играет Ольга Сидорова. Они выбегают из какого-то заброшенного здания, и комната, в которой она находилась, взрывается.
Меня поразило, что Евгений Жариков, в общем-то, пожилой, в возрасте человек отказался от дублёра и всё это делал сам. Выбегал, падал, прикрывал Олю собой - все трюки выполнял сам, без каскадёра. Так как я это тоже делаю в кино, не знаю - смогу ли я в таком возрасте это повторить или нет? Поэтому на него смотрели с широко раскрытыми глазами. Было очень интересно.
Запомнилась ещё наша драка с Самвелом Мужикяном, который играет отрицательного персонажа, а я - положительного. Драка проходила в достаточно тяжёлых условиях: постоянно шёл дождь, был сильный ветер, было штормовое предупреждение, и все мы, мокрые с ног до головы, дрались, возюкались в лужах. А потом переехали на другой объект, и там надо было играть сухих, сытых и здоровых ребят...
А в принципе, если брать по каждому дню, мне запомнилось всё.
– Где вы служили в армии? Кто стал вашим первым наставником уникальных номеров?
– Служба была обычная, служил я в мотострелковых войсках. А своим наставником стал, наверное, я сам. Так получилось, что в молодости, занимаясь всякими видами спорта - дзюдо, каратэ, восточными единоборствами - кунфу, и др., освоил как элементы тренировок дыхательную гимнастику цыгун. Получилось так, что, будучи студентом Ярославского театрального института, куда я поступил после армии, мне посчастливилось, ещё в советское время, выехать во Францию, в Париж, где возле центра Жоржа Помпиду на площади я увидел бродячих артистов - клоунов, мимов, музыкантов. Там была группа ребят из Китая или из Кореи, которые работали с экстремальными номерами. Мне это очень понравилось, и я долго смотрел за ними. Дня три или четыре я наблюдал, а потом решил попробовать это сделать, когда вернусь домой.
Меня этому никто не учил, учился сам. Ходить по стёклам, дышать огнём. Брал книги, которые тогда стали появляться, читал, экспериментировал на себе. Вроде бы получилось.
Были сложности... Очень сложно было подавить рвотный рефлекс, например, при заглатывании ножа. Там тоже существуют элементы тренировки, которые описаны в книгах. Главное - хотеть что-либо сделать.
– Чем помогает эстрада вам в театре, и чем театр помогает эстраде?
– Наверное, всем. На эстраде ты себя чувствуешь более раскованно, потому что происходит живое общение со зрителем, так сказать, глаза в глаза, когда ты можешь поговорить со зрителем, подойдя к нему при полном зале. Это очень помогает, когда ты работаешь со спектаклем, потому что это свобода, а свобода общения со сценой всё равно, что в театре, что на эстраде - классическая. Ты в предлагаемых обстоятельствах в роли, которую в настоящее время играешь. Если ты внутренне свободен, то от этого получается какой-то внутренний кураж и свобода полёта фантазии во время спектакля. Можно импровизировать. Очень многие драматические актёры идут сейчас на эстраду, но не у всех это получается, к сожалению. Этому надо учиться. Я закончил театральный институт по специальности «эстрадный факультет» и по диплому являюсь актёром эстрады. Нужно принять во внимание, что драматических актёров учат четыре года, а актёров эстрады - пять. Так какой же из этих жанров легкий?
– В детстве вы закончили музыкальную школу. Как она вам помогла в будущем?
– Во-первых, музыка - это замечательно. Когда ты заканчиваешь классическую музыкальную школу, она прививает у любого человека, ребёнка, который начинает учиться, вкус к хорошей музыке. Благодаря музыкальной школе я полюбил хорошую классическую музыку. Научился читать ноты, владеть инструментом, вокалом. В моей профессии это сильно пригодилось. Это то, что я пытаюсь своим детям дать. Они у меня нормальные ребята, хотят заниматься этим. Всё дело в том, что как они потом дальше пойдут? Они маленькие, пока учатся с охотой. А что будет в будущем - посмотрим.
– Вы даже сыграли роль выдающегося музыканта, которую мало кто знает. Вы более известны по криминальным ролям...
– В русской версии моя роль была маленькая. А вот во французской - достаточно большая.
– В вашу жизнь, как фатум, периодически врываются братки с благодарностью за роль, сыгранную в «Брате». Какой из последних эпизодов был связан с ними?
– Буквально две или три недели назад на одном из мероприятий присутствовали как раз такие «товарищи», которые, подогрев себя горячительными напитками, пытались пристроить свою энергию. А так как энергию направить было некуда, то мне пришлось её скорректировать. Я взял гитару, сел и тупо с ними сидел три с половиной часа, играл и пел песни, которые они слушают и знают. Где-то пел сам, где-то - хором. И конфликтные ситуации, которые назревали, утихли. Музыка всех объединила.
– Вы выступили как положительный герой, принеся мир в мероприятие...
– Я выступил как один из них, который владеет ситуацией и материалом. Нужны была разрядка людям такого порядка - они её и получили.
– Много лет вы играли в детской филармонии. Какие роли вам более всего нравилось исполнять?
– Я переиграл массу ролей. Был и Бабой-Ягой, Медведем, Месяцем в спектакле «Двенадцать месяцев» (по-моему, переиграл их всех, кроме Мая и Декабря), Дед Морозом и Лесником. Был Рыбой-китом и старшим братом в «Коньке-горбунке»... Кем только не был! Мне нравилось играть всё. Как раз в детской филармонии был симбиоз театра и эстрады, так как с детьми нельзя общаться через четвёртую стену, а надо общаться напрямую. В этом хорошая школа, которую я прошёл в детской филармонии. Любая роль, которую ты делаешь на детях, проверяется. Дети настолько честные зрители, что они сразу говорят - хороший ты или плохой. Если твоя роль удалась и они тебе поверили – значит, будут тебя слушать и идти за действием во время спектакля. Если ты как актёр не вызвал у них доверия своим персонажем, своей игрой и своей правдой, то спектакль будет сорван.
– Почему вы ушли из филармонии? Не стали связывать свою судьбу со сказкой?
– Получилось так, что в 1995 году наступили сложные времена для всех и для детской филармонии в частности. Туда пришло новое начальство - новый директор, новый редактор, которые решили, что детская филармония должна воспитывать в детях чувство прекрасного, но не через спектакли, которые мы делали, а через музыкальные произведения. И поменялась концепция филармонии. Они стали приглашать хороших музыкантов (там сейчас проходят замечательные концерты), но то, что было связано со спектаклями, тогда было закрыто. А жить на ёлочную кампанию, сами понимаете, смысла нет.
– Вами сыграны самые разноплановые роли в фильмах - от великих пианистов до самых отъявленных отморозков. Какую из сыгранных ролей вы считаете своей наибольшей удачей?
– Да вот, опять повторили фильм «Брат». А в принципе, мне не стыдно ни за одну работу, которую я сделал в кино. Но, на мой взгляд, самая яркая, кричащая в фильме «Брат». И, наверное, персонаж Боря из сериала «Убойная сила». Он получился очаровательный, комичный - не такой, как все.
– Какие роли вас более всего привлекают: комичные, драматичные?
– Какие проще сыграть. Прощё и гораздо интереснее в плане приспособления сыграть отъявленного негодяя. Там очень много приспособлений, чтобы сыграть и остаться человеком, вызвав симпатию у зрителя. Если у меня получился образ положительного героя в последнем сериале - дай Бог, может быть, режиссёры будут чаще приглашать на положительных героев. Я не думал над этим вопросом – будет, не будет.
– Как вы относитесь к фильмам, подобным «Брату»? Не испытываете ли вы угрызений совести за то, что предлагается из кино нынешнему поколению молодых людей?
– Надо начать с того, что фильм «Брат» был создан в 1996 году. Наверное, в то время такой герой был необходим. Когда в настоящее время на экраны выходит очень много фильмов, которые культивируют насилие и возводят в ранг героя и супермена человека, который может убить, не моргнув глазом, при этом мило улыбнуться и пойти пить чай или кофе - это плохо. Времена поменялись, насилия достаточно на улице и в нашей жизни. Куда ни глянь, начиная с новостей. Насилие, насилие, насилие. Сейчас для нашего кинематографа надо, наоборот, что-то мелодраматичное, доброе. Вспомните кинематограф сороковых - шестидесятых годов. Очень хочется, чтобы появился новый Леонид Гайдай или Георгий Николаевич Данелия и снял хорошую, добрую, очаровательную комедию. Как они это делали.
– Какие качества характера вы унаследовали от матери и отца?
– Они - обычные люди. Папа практически всю жизнь проработал сварщиком в шахтах в городе Воркуте. Мама работал а там же. Сейчас они пенсионеры. Она меня научили любви к жизни, людям, верить в себя, никогда не сворачивать с намеченного пути. Целеустремленность, наверное, от них.
– Когда вы научились играть на гитаре и какое место она занимает в вашей сегодняшней жизни?
– Как и все пацаны, я начал играть на гитаре, когда мне было лет 12. Когда я учился в пятом или шестом классе, мне подарили гитару. Тогда занимался в музыкальной школе по классу баяна. Как все ребята моего времени, во дворах сначала выучил три аккорда, потом ещё три. Затем начал пытаться сам что-то сыграть. Играл в вокально-инструментальном ансамбле. Сейчас для меня гитара - элемент общения со сцены со зрителем. Мы собираемся с друзьями, играем любимые песни. Если у меня какой-то концерт, я выхожу на сцену и помимо общения со зрителем путём сценического слова или показа своих номеров играю на гитаре любимые романсы, песни.
– Какие роман сы вы считаете своими любимыми?
– Их много. «Не уходи, побудь со мной», например.
– При исполнении романса вы используете классическую манеру игры или аккордовую?
– Я не учился играть на гитаре профессионально. Поэтому я пытаюсь следовать внутреннему состоянию - где-то перебором, где-то тремоло, где-то щипковая техника. По-разному. Всё зависит от настроения и что это за романсы.
– Своего сиамского котёнка вы назвали Тилль? Вы страстный поклонник легенды о Тиле Уленшпигеле?
– Котёнок был назван в честь солиста группы «Рамштайн». Он был такой же взрывной по характеру и такой же добрый. Но, к сожалению, в прошлом году он погиб.
– Какие книги вы любили читать в детстве? Сохранили тягу к чтению до сегодняшнего дня?
– В свободное время я сразу беру книгу. Вот сейчас рядом со мной лежит классика: Михаил Булгаков «Рассказы, повести, романы», Марио Пьюзо «Крёстный отец». Перечитал всё. После знакомства в телепередаче «Хорошие шутки» с замечательной писательницей Татьяной Устиновой решил перечитать всё, что она создала. Раньше читал, но стало интересно ещё раз вернуться после общения с ней ко всему, что ей написано. Что ещё есть, кроме того, что я читал? В настоящий момент читается «Запасной инстинкт».
– Какие фильмы с вашим участием выходят в ближайшее время?
– В сериале «Морские дьяволы», который проходит сейчас по экранам, в одной из серий я сыграл американского шпиона. Насчёт фильмов пока говорить не буду - всё в проектах.
– Ваши пожелания телезрителям города Бийска Алтайского края?
– Смотрите наши сериалы, побольше читайте, потому что телевизор - не единственное, что есть в жизни хорошего. Любви и счастья. Дай Бог, чтобы в Алтайском крае всё было хорошо. Хотелось бы приехать в гости, но это уже зависит не от меня.
|