КИНО И ГРАФИКА
АЛЕКСЕЙ ГУСЕВ:
КОМПЬЮТЕР - ЭТО ХИТРОЕ ЖИВОТНОЕ
Победитель " Pixell -2003" в номинации " За луч шие спецэффекты " к телефильму " Русский спец наз ", соискатель " Pixell -2004" в той же номинации к телесериалу " Спецназ -2". Работает как с мэтрами ( совместная работа с Александром Со - куровым на " Солнце "), так и с дебютантами ( на " Полумгле " с Артемом Антоновым ). И все это - питерский постановщик визуальных эффектов Алексей Гусев . Человек , владеющий профессией , о которой пока у нас мало знают , мало гово рят , которой мало где обучают . Алексей согла сился приоткрыть некоторые секреты мастеров спецэффектов ...
Как известно , Сокуров сни мает фильмы совершенно противоположные вашим прошлым , ориентированным на массового зрителя , про ектам . Расскажите о том , как вам работалось с этим ре жиссером ?
С первых дней знакомства с Александром Николаевичем для меня вся жизнь пошла по - другому . Я не видел его работ до этого , и для меня он был всего лишь известной фигу рой в авторском кино . Когда у нас состоялась встреча , по священная обсуждению и пла нированию фильма " Солнце ", куда Александр Николаевич пришел вместе с продюсером Игорем Каленовым и дирек тором Евгением Григорьевым , мы смогли ему показать толь ко наши " Спецназ " и " Русский спецназ ", фильмы , мягко гово ря , для Сокурова совершенно чужие . Сложных моментов на съемочной площадке бывает очень много , а Сокуров ни когда не занимается простыми вещами . Каждый его фильм - эксперимент . Технические , творческие и художественные задачи он решает совершенно неожиданно . И когда за визу альными эффектами он обратился именно к нам , мы уже были готовы к тому , что рабо та с Сокуровым будет для нас новым направлением , совершенно другим ощущением . Мы просто должны были пе реключиться со зрелищных образов на художественное творчество .
Когда работаешь с таким ре жиссером , как Сокуров , очень важно , как каждый понимает его речь . Ведь ему необходи мо найти очень точные слова, чтобы объяснить свои замыслы техническим людям, которые привыкли работать с компьютерами, то есть перевести язык творчества в язык действия. В этом была самая большая сложность. Наша прежняя работа не требовала такого особого эмоционального подхода, там был чистый профессионализм. В условиях продюсерского кино режиссеры зачастую загнаны в довольно жесткие рамки. Многие в таких случаях с головой уходят в работу, и им становится не до общения. А Сокуров всегда успевает найти свой подход к каждому, быть внимательным и чутким.
Теперь, когда у вас есть опыт работы и в массовом, и в авторском кино, возникает вопрос: что больше нравится?
Все зависит от характера... После знакомства с Сокуровым я открыл для себя очень много, почувствовал себя не таким уж и профессионалом, понял, что мне еще столько надо узнать, передумать, переварить. Я осознал, насколько важен эмоциональный настрой, заряд, с которым садишься за компьютер и начинаешь работать. Я научился относиться к машине как к инструменту. В этом мне тоже помог Сокуров. Понимаете, компьютер настолько хитрое животное, что иногда он может диктовать тебе, что и как ты должен делать, так как его возможности ограниченны. И тогда ты начинаешь в какой-то степени зависеть от него. А профессионал четко видит перед собой задачу, и компьютер для него всего лишь инструмент, с помощью которого он может ее решить. В работе над спецэффектами всегда нужно это учитывать, художник ведь не задумывается, как держать кисть! Основная наша сцена в "Солнце"
страшный сон императора, где кошмары и ужасы происходящего накануне в Токио переплетаются с событиями его повседневной жизни, образуя собой некий странный хаос. Ощущение этого ужаса Александр Николаевич нам передал, а сказать, что собственно должно быть в каждом конкретном месте кадра, он не мог, поскольку это вещь сугубо интуитивная... Страшный сон! Сколько вариантов! Неоспоримое достоинство Сокурова - умение настроить человека на нужную волну. Причем это его качество проявляется по отношению ко всем людям, с которыми он работает.
В "Солнце" довольно большой эпизод был отведен исключительно компьютерной графике. В "Полумгле" будет что-то подобное?
В отличие от "Солнца", "Полумгла" - это фильм, в котором не должно быть намека на какое-либо компьютерное вмешательство, зритель должен видеть вещи такими, какие они есть в реальной жизни. Деревня на Крайнем Севере, где-то под Архангельском, должна выглядеть абсолютно натурально. В этом проекте была поставлена задача скрупулезно воссоздать историческую правду. Я специально для этого ездил в Архангельск, фотографировал заброшенные деревни, общался с местными жителями. Так же серьезно и творчески подошла к своей работе, особенно к воссозданию этой деревни, художник-постановщик Маша Белозерова. На "Полумгле" была работа, которая требовала высокого уровня профессионализма, но нам не нужно было придумывать какие-то новые незримые образы.
Артем Антонов, режиссер "Полумглы", - дебютант в кино. Не возникало у вас особых трудностей при работе с ним?
Когда еще только шла подготовка к съемкам, уже тогда я сразу сказал и Артему, режиссеру, и Андрею, оператору, и Маше, художнице, что рад работать с молодыми ребятами. Замечательно, что у молодых сегодня есть возможность снимать большое кино. Сценарий "Полумглы" мне сразу понравился, и я был готов на все, что угодно, лишь бы получилось хорошо.
Чем вы заняты сегодня?
Недавно мы закончили работу над фильмом о Сокурове и его работе на "Солнце". Режиссером был мой друг Сергей Васильев, а я выступил в качестве режиссера монтажа. Вместе мы будем снимать документальный фильм об известном художнике Юрии Купере, который также принимал участие в создании "Солнца". У нас есть кое-какие наметки на работу в московских сериалах и телефильмах, но на полнометражные фильмы со спецэффектами у меня ближайших планов пока нет. Конечно, после работы с Сокуровым меня не очень тянет возвращаться в среду обслуживания телевизионных проектов. Хочется работать больше творчески, чем технически.
А бывало ли у вас так, что авторы фильма приходили к вам на заключительном этапе с окончательным изображением и просили: сделай нам что-нибудь эффектное?
Когда я пришел в кинокомпанию "Сварог-фильм", то сразу сказал, что лучше всего начинать работу со спецэффектами еще на подготовительном этапе, в процессе разработки сценария. Только тогда можно все грамотно спланировать, снять и рассчитывать на хороший результат. Мы предпочитаем иначе не работать.
Для вас есть эталоны технического совершенства в кино?
В каждый момент времени я восторгаюсь разными вещами. Например, лет пять назад - "Годзиллой" или "Звездным десантом". Но больше всего, конечно, меня радует российское кино. На Западе над каждым проектом работает гораздо большее количество людей, чем у нас, и организация этого процесса там поставлена намного техничнее. Существует большой выбор университетов, дающих узкоспециализированное образование, там гораздо проще с точки зрения кинокадров. И тем не менее у нас появились "Ночной дозор" и "Турецкий гамбит".
А сами вы получали узкоспециализированное образование?
К сожалению, в 1 995 году, когда я начинал свои первые опыты в компьютерной гражением и просили: сделай нам что-нибудь эффектное?
Когда я пришел в кинокомпанию "Сварог-фильм", то сразу сказал, что лучше всего начинать работу со спецэффектами еще на подготовительном этапе, в процессе разработки сценария. Только тогда можно все грамотно спланировать, снять и рассчитывать на хороший результат. Мы предпочитаем иначе не работать.
Для вас есть эталоны технического совершенства в кино?
В каждый момент времени я восторгаюсь разными вещами. Например, лет пять назад - "Годзиллой" или "Звездным десантом". Но больше всего, конечно, меня радует российское кино. На Западе над каждым проектом работает гораздо большее количество людей, чем у нас, и организация этого процесса там поставлена намного техничнее. Существует большой выбор университетов, дающих узкоспециализированное образование, там гораздо проще с точки зрения кинокадров. И тем не менее у нас появились "Ночной дозор" и "Турецкий гамбит".
А сами вы получали узкоспециализированное образование?
К сожалению, в 1 995 году, когда я начинал свои первые опыты в компьютерной графике, еще не было возможности получить хоть какое-то "ЗЭ-графическое" образование в Петербурге. В Москве были какие-то курсы, но они дорого стоили и давали навыки работы только с определенными программами. Я учился в Академии аэрокосмического приборостроения по специальности "вычислительные системы, комплексы и сети" и пытался совмещать учебу с работой на телевидении. Так, в общем, самоучкой я и остался. Конечно, получив образование в этой области, я бы гораздо быстрее развивался. Честно говоря, я и сейчас был бы не против много чему поучиться...
В каких программах вы предпочитаете работать?
О, это длинный список! Для нас этот вопрос уже не столь важен, сколь важны способности людей, работающих в той или иной программе. А работают они на данный момент, например, в Maya, Renderman, Shake или нет уже не имеет значения.
С кем из режиссеров вам бы хотелось сотрудничать?
Я хотел бы поработать с режиссерами, которые снимают фильмы, основанные на ярком визуальном ряде, где наш труд был бы важен и являлся бы несущим, то есть с режиссерами так называемых блокбастеров. А для души хотелось
Беседовала Анастасия СТАРЧЕНКОВА
|